Россия живет по Оруэллу: идет постоянное нагнетание истерии и раскручивание образа врага.
Такое мнение выразил российский социолог, директор Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центра) Лев Гудков.
Нагнетание враждебности по отношению к Западу, Украине, демократам и оппозиции в России в преддверии 9 мая продолжится. Не думаю, что эту враждебность можно усилить – для этого нужна резкая эскалация конфликта с Украиной и другими странами.
Как я понимаю, правительство Путина натолкнулось на жесткое неприятие своей политики на Западе и последствия экономических санкций, поэтому теперь сосредоточит все усилия на том, чтобы либо расколоть единый европейский фронт и ослабить санкции ЕС, либо попытаться добиться уступок, чередуя шантаж и миротворческие речи. Кремль надеется, что сможет достичь, если не отмены санкций – на это в нынешних условиях надежды нет, это понимают даже в Москве – то хотя бы уменьшить их разрушительный эффект. Как минимум, в отношении банковского сектора.
Это не принципиально для Путина, но такие тактические шаги сейчас предпринимаются. Что заметно и из наших исследований, и по пропаганде – она стала менее интенсивной. Хотя демагогия и отвратительность остались на прежнем уровне. Сейчас в России происходит то же, что описал еще Оруэлл: пятиминутки ненависти, постоянное нагнетание истерии и раскручивание образа врага.
Думаю, с прекращением пропаганды отрезвление россиян обязательно произойдет. Правда, для этого потребуется немало времени. Нынешняя кампания длится куда дольше, чем антизападные, антигрузинские и антибалтийские кампании прошлых лет. Она является беспрецедентной как по интенсивности, так и по длительности. И даже если, предположим, телевизор выключат прямо сегодня, а с экранов уберут говорящие головы, в нормальное состояние россияне вернутся не сразу. Если в предыдущих кампаниях уже через три-четыре месяца все проходило бесследно, эффект от этих пропагандистских конвульсий будет куда более длительным.
Хотя рано или поздно пройдет и он. В сознании россиян останутся, безусловно, какие-то следы, травмы, рубцы, но в целом отношение к Украине и США снова станет нормальным.