День Победы десятки лет был самым объединяющим событием в России и наименее спорным российским праздником в международном контексте, пишет в The International New York Times Максим Трудолюбов.
“Но из-за особенностей кремлевской политики в области истории, аннексии Крыма и продолжающейся борьбы за Украину даже празднование 70-летия окончания Великой Отечественной начинает оказывать разобщающий эффект”, – говорится в статье. Лидеры западных стран отклонили приглашение на парад 9 мая в Москве.
Россия всегда питала к Западу любовь и ненависть одновременно, считает автор. Одни писатели наводили мосты, другие предупреждали о тлетворном влиянии Запада.
“Путин укрепил свою популярность в стране, заставив историю служить оправданием для его самопровозглашенной миссии по возрождению утраченной славы России”, – пишет автор. В документальном фильме, показанном по российскому телевидению, он заявил, что утрата Крыма и Севастополя после распада СССР были исторической несправедливостью, которую следовало исправить.
Подход явно избирательный, считает Трудолюбов. В 1992 году был создан частный музей “Пермь-36”, посвященный жертвам сталинизма. “Но местные власти, почуяв, что нужно продемонстрировать лояльность к Кремлю, изгнали организацию [которая создала и содержала музей]. Вскоре “Пермь-36″ откроется заново – уже как государственный музей, описывающий отретушированную историю российской исправительной системы”, – говорится в статье.
Этот искаженный подход к прошлому, делающий упор на российских победах, но вуалирующий преступления, продолжает практиковаться в отношениях Кремля с США и странами Западной Европы. По мнению автора, самый очевидный пример – отношения с Германией. “Германия построила послевоенную идентичность на том, что открыто говорила о черных страницах своей истории и каялась в них”, – пишет автор.
После распада СССР Германия наиболее серьезно относилась к своим стратегическим отношениям с Россией.
“Немецкие политики искренне считали, что они и только они способны привести Россию на Запад, – говорит Констанце Штелценмюллер (Brookings Institution). – Германия была для России мостом в Европу. Владимир Путин единолично разрушил этот мост”.
Западные лидеры уверяют, что не хотят новой холодной войны. Однако охлаждение настолько сильно, а возмущение агрессией Путина настолько велико, что лидеры США, Великобритании, Польши и большинства других стран ЕС не поедут в Москву на парад 9 мая. “Но, хотя Меркель, вечный миротворец, пропустит основные торжества, она все же планирует возложить венок к могиле Неизвестного Солдата”, – заключает Трудолюбов.