Предоставление украинцам права на безвизовый въезд в страны ЕС мог бы стать еще одним действенным инструментом для непрямого давления на Россию. Чего ждет Евросоюз?
Такое мнение выразил Владимир Огрызко, украинский дипломат, министр иностранных дел Украины с 2007 по 2009 год.
В процессе введения безвизового режима с Евросоюзом – заминки. Появились сообщения, что ЕС может не успеть закончить подготовительную работу до саммита в Риге. Министр иностранных дел Павел Климкин тут же предположил, что это можно объяснить влиянием конфликта с Россией. Но вряд ли в ЕС хотят подыгрывать РФ, поскольку политическое решение не предоставлять нам безвизовый режим сыграет на руку Кремлю.
Полагаю, Евросоюз медлит, поскольку опасается, что около миллиона наших внутренних переселенцев, многие из которых сейчас не имеют нормального жилья, работы и средств к существованию, после введения безвизового режима могут ринуться в страны Шенгенской зоны в поисках лучшей жизни. Но это всего лишь потенциальное опасение.
Поэтому Украине следует провести последние месяцы перед майским саммитом в Риге в активных переговорах с европейским руководством и сделать все, чтобы развеять их сомнения.
Я думаю, что шансы на принятие решения о безвизовом режиме у нас еще есть. Более того, это был бы очень правильный политический сигнал со стороны Евросоюза для всех, но в первую очередь – для России. Его можно было бы приравнять к уровню так называемых «позитивных санкций».
Что это означает? Когда что-то дают другим, а не тебе, это вроде бы не касается тебя лично, тем не менее, оказывает определенный эффект и заставляет задуматься. И предоставление гражданам Украины права на безвизовый въезд в страны ЕС может стать еще одним действенным инструментом для непрямого давления на Россию, которым можно было бы воспользоваться.
Со своей стороны мы должны обеспечить полное и тотальное закрытие границы – к сожалению, речь идет не о украинско-российской границе, а о линии разграничения, которая сейчас разделяет террористов и цивилизованную часть мира.
Помимо этого, Украина должна продолжить работу над выполнением второй части плана визовой либерализации, в частности, обеспечить продолжение выдачи биометрических паспортов. Мне кажется, остальные требования мы по большей части уже выполнили.
Сейчас мы находимся на этапе, когда речь идет о продолжении давно начатой работы с нашей стороны, но итоговый результат в первую очередь зависит от политической воли Евросоюза.