Мне кажется, Путина комментарии по поводу Крыма — демонстрация его стремлений удержать крымскую тему как одну из главных пропагандистских тем в своей деятельности.
Сейчас ему нечего предъявить российскому обществу, кроме Крыма. Поэтому, он все время настаивает на том, что аннексия Крыма — одно из главных достижений его пребывания на посту президента, и таким образом заставляет помнить об этой теме. Я считаю, это никак не связано с политическими намерениями Путина. Его намерения зависят не от того, что он говорит по телевизору, а от того какие решения принимаются во время встреч Совбеза РФ.
Почему Путин так откровенен — тоже понятно. Для него, как и для любого авторитарного правителя, очень важно зафиксировать свою роль в подобном событии. Очень опасно для него, если бы присоединение Крыма интерпретировались, как народное движение. Так было во время самой аннексии. Российская пропаганда все время настаивала на том, что это крымчане обеспечили ситуацию, при которой Крым стал частью России.
Но это было важно в тот момент, сейчас очень важно показать, что никаких крымчан, как и россиян, не существует, исключительно сам глава государства, который может решить любые вопросы одним велением руки. Собственно, эта ситуация связана со съемками и демонстрацией этого фильма. В политической плоскости его совсем не нужно рассматривать. В России пропаганда и политика — это не одно и тоже.
Что касается продолжения войны в Украине, я уверен, что Путин и сам не знает. Не нужно забывать, что это связано с рядом факторов: экономических, политических, социальных, с тем, что сейчас происходит в политической элите, а также, каким образом сейчас решаются сложные экономические проблемы. Я бы не стал заниматься гаданием на кофейной гуще.
Понятно, что для самого Путина расширение агрессии не выгодно. С другой стороны, он не понимает, как из-за этого расширения агрессии действовать, с точки зрения сохранения того давления, какое он оказывает на Украину после победы Майдана. Это непростая ситуация, которая не поддается линейному прогнозу.
Сейчас Порошенко старается сделать все возможное, чтобы сотрудничать с нашими союзниками на Западе, чтобы добиться от Путина прекращения войны, вывода своих войск с оккупированных территорий, деэскалации конфликта. Это понятная миссия украинского президента, который не хочет допустить разрастания вооруженного конфликта.
Другой вопрос, насколько у Порошенко есть возможностей остановить Путина. Я считаю, здесь дело не в одном Порошенко. Путинская агрессия может быть остановлена только совместно с действиями Запада.
Виталий Портников, публицист