Несмотря на относительное затишье на линии фронта, есть риск, что боевики решатся на новое наступление возле Донецка или в направлении Мариуполя
Такое мнение вырази политолог Владимир Фесенко.
В последние дни на большей части фронта наступило относительное затишье – за исключением района под донецким аэропортом и Широкино, которые остаются горячими точками. Есть эпизодические обстрелы возле Луганска, а также на участке фронта около Дебальцева. В остальном же действительно можно говорить о видимости перемирия.
Тем не менее, украинская сторона не скрывает, что не доверяет противнику, и на это есть причины. До сих пор не получено подтверждение – в том числе со стороны ОБСЕ – об отводе сепаратистами и Россией тяжелых вооружений. ОБСЕ так и не получила доступа к точкам отвода, и проверить соблюдение процедуры не может.
Неудивительно, что это вызывает подозрения. Остается риск, что может быть предпринято новое наступление – в частности, возле Донецка или в направлении Мариуполя. Поэтому пока перемирие продолжается, но остается шатким. Тем не менее, пока оно соблюдается, Украина готова сдержать слово и начать третий этап отвода тяжелой артиллерии.
Полагаю, риски прекрасно осознает как политическое, так и военное руководство Украины. Но свою роль играет то, что наши западные партнеры настаивают на выполнении соглашений, несмотря на нарушения со стороны сепаратистов.
Но, думаю, третий этап отвода артиллерии будет осуществляться исключительно на тех участках, где нет прямой угрозы наступления. А вот в районе Авдеевки, поселка Пески и Широкино это будут делать в последнюю очередь и только в том случае, если не будет прямых рисков наступления со стороны боевиков.
Прогнозировать, как долго продлится это затишье, невозможно. Об этом прямым текстом говорит и Порошенко: нет доверия к противоположной стороне, огромные риски возобновления военных действий.
Во-первых, сепаратисты уже дважды совершали грубейшие нарушения договоренностей. Осенью прошлого года они захватили ряд участков, согласно первым Минским соглашениям относившихся к нейтральной зоне. Такой же риск сохраняется и относительно территорий, с которых мы сейчас отводим свою тяжелую артиллерию. К счастью, там остаются украинские военные со стрелковым и легким оружием, а также есть возможность вернуть тяжелое вооружение на прежние позиции в случае необходимости. Кроме того, новые Минские соглашения также были нагло нарушены: вспомните ситуацию с Дебальцево. То, что до сих пор не удалось добиться полного прекращения огня, также внушает опасения.
Вторая причина недоверия к обещаниям боевиков связана с тем, что они все еще не решили свои тактические задачи – мы это прекрасно понимаем, говорят подобное и многие эксперты, в том числе – в России. Да, сепаратисты захватили Дебальцево, но их главной целью остается отбросить украинские войска как можно дальше от двух сепаратистских столиц – Донецка и Луганска.
Поэтому сейчас они сконцентрировали свои огневые атаки на пригородах Донецка: в планы боевиков входят захват и Песок, и Авдеевки. Вторая возможная цель – пригороды Луганска: поселок Счастье, где находится тепломагистраль, и Станица Луганская, через которую проходит железнодорожная магистраль на Россию.
Ну и, наконец, мы осведомлены об излюбленной тактике России и боевиков: они подписывают соглашение, берут паузу, чтобы усыпить бдительность Украины и Запада. Нарастив ресурсы и перегруппировавшись, резко переходят в наступление и, заняв новую территорию, заявляют о готовности к переговорам. Такая цикличность наводит на подозрения, что мы имеем дело лишь с очередной непродолжительной паузой. Поэтому Украина должна сконцентрировать дополнительные силы на участках возможного наступления и в любой момент быть готовой дать жесткий отпор боевикам и России.