Последние новости
22 ноября 2024
21 ноября 2024

Как электромеханик-простак Захарченко возглавил “ДНР”

4 марта 2015, 9:25
no image

Как Александр Захарченко, простак-электромеханик с донецкой шахты, получил одобрение кремлевских кураторов и стал премьером ДНР.

51737867

У войны на востоке Украины есть несколько обличий. Одно из них — Александр Захарченко, называющий себя премьер-министром непризнанной республики ДНР. В апреле прошлого года он, будучи одним из лидеров пророссийской военизированной организации Оплот, захватил Донецкий городской совет. Затем организовал и возглавил один из отрядов, сражающихся за независимость Донбасса от Украины, а спустя еще полгода победил на выборах главы ДНР.

Он отдает приказы о наступлении на позиции украинских войск, отказывается соблюдать Минские соглашения, объявляет массовую мобилизацию местных жителей, вводит на территории ДНР смертную казнь и называет расстрел жилых кварталов Мариуполя “лучшим памятником погибшим ополченцам”.

На последних переговорах об урегулировании военного конфликта в Минске Захарченко неожиданно отказался выполнять подписанные соглашения, демонстрируя тем самым якобы независимость своих действий от официальной России. Впрочем, так он поступает уже не впервые.

“Вряд ли кто‑то верит в миф о том, что Захарченко — самостоятельная фигура”,— считает Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований Пента.

Хотя политолог не склонен недооценивать лидера ДНР: к примеру, вот и Александра Лукашенко, нынешнего президента Беларуси, когда‑то “все считали маргиналом и выскочкой, фигурой, полностью управляемой из Кремля. Все думали, что он быстро уйдет в небытие, но он свой шанс не упустил”.

Так или иначе, именно Захарченко, называющий ДНР самостоятельным отдельным государством, является одним из активнейших участников конфликта, разжигаемого Россией на востоке Украины, напоминают эксперты. При его непосредственном участии регион превратился в линию фронта, 5,6 тыс. соотечественников погибли, а более 1 млн стали вынужденными переселенцами.

Хороший, плохой, свой

4 ноября 2014 года. Донецк. Утро. Александр Захарченко в строгом костюме гордо шагает со своей супругой Натальей под руку по бульвару Пушкина — главной пешеходной улице города. Это его звездный час: в этот день Захарченко изберут главой непризнанной Донецкой Народной Республики.

Избирателей не смутил тот факт, что во время прогулки Захарченко от толпы журналистов и горожан ограждали десяток вооруженных людей в камуфляже с нашивками Оплот. А также то, что еще двумя месяцами ранее имя Захарченко никому не было известно. Зато понравилось то, что он — свой, донецкий. А главный пункт его предвыборной программы — установление мира и восстановление Донбасса.

Также Захарченко обещал жителям оккупированных территорий дополнительные пенсионные выплаты наряду с украинскими пенсиями, новый закон о социальной защите ветеранов и инвалидов нынешней войны и даже восстановление памятника воину-освободителю на Саур-Могиле, который сильно пострадал от артиллерийского огня, когда здесь проходила линия фронта.

Выборы не признала даже способствовавшая им Россия, что не помешало Захарченко “официально” возглавить ДНР. “Альтернативы Захарченко не было: выборы делались сугубо под него, а главной целью, на мой взгляд, было заставить военных командиров ему подчиняться,— говорит житель Донецка Энрике Менендес, предприниматель и волонтер.— Как ни странно, после того, как он пришел к власти, в Донецке стало больше порядка, видна работа внутренних силовых структур”.

Тут же Менендес признает, что своих предвыборных обещаний Захарченко не выполнил — впрочем, никто в это особо и не верил.

Обозреватели, следящие за заявлениями лидера ДНР, указывают на то, что его взгляды на статус Донбасса, за судьбу которого он сражается, претерпели существенные изменения. Весной он был с теми, кто скандировал с главной площади Донецка “Россия, приди!”.

В начале осени Захарченко формулировал свое главное требование: отделение ДНР от Украины и признание республики независимым государством, однако уже после выборов он заявил, что готов встречаться с президентом Петром Порошенко и обсуждать дальнейшее “сожительство”.

Аналитики подчеркивают, что слова Захарченко полностью совпадают со взглядами Кремля на Донбасс: когда война приняла затяжной характер, а экономика России ощутила груз западных санкций, там оставили идею дотирования ДНР и решили “вернуть” этот груз Украине.

Пообщаться с Захарченко не удалось. С начала войны лидер ДНР дал всего одно интервью — российскому журналу Русский репортер. По словам журналистки издания Марины Ахмедовой, он произвел на нее впечатление военного романтика: рассказал, как восьмилетним мальчиком плакал, когда машина переехала его собаку, а потом отомстил водителю — пробил колеса.

“Видно, что он человек простой — скорее искренний, чем хитрец,— делится впечатлениями от общения с главой ДНР корреспондент российской газеты Коммерсантъ Илья Барабанов.— От него никто не ожидает параллельной игры: Захарченко — открытая книга”.

Еще один характерный эпизод произошел перед выборами в ДНР. Захарченко пришел на встречу со студентами Донецкого политехнического института, и когда его спросили, чего ожидать от военной кафедры, он с радостью в голосе сообщил, что теперь есть возможность поехать на передовую и научиться управлять танком и сбивать самолеты.

С такой же искренней простотой он сообщал и о том, в каких объемах Россия помогла ополченцам с оружием и техникой. После этих случаев главу ДНР, видимо, предупредили, что общение с прессой придется сократить, и он стал гораздо менее публичным.

О его образе жизни известно немного. Ежедневным костюмом Захарченко является камуфляж, но на официальные встречи с кремлевскими политиками — как, например, на минские переговоры, выборы в ДНР или на свою инаугурацию — надевает костюмы, которые выглядят дорогими.

По ДНР он обычно передвигается на бронированных автомобилях, но на каких именно и в каком количестве, очевидцы “премьерского” кортежа не уточняют.

Вооружен и опасен

Захарченко 38 лет, он родился в семье шахтеров в Донецке, окончил техникум и работал электромехаником на шахте. Потом, по информации российской Новой газеты, торговал на донецком рынке Сокол и даже возглавлял коммерческий отдел некой оптовой компании, но якобы был уволен, попавшись на откате при крупной сделке.

По другим данным, Захарченко занимался контрабандой на границе Луганской области и России. А начинал в одной из бандитских группировок, связанных с Ринатом Ахметовым,— так утверждает источник НВ в украинской разведке, попросивший о конфиденциальности. Однако в пресс-службе миллиардера комментировать эту информацию не стали, назвав ее слухами и домыслами.

Также собеседники в силовых ведомствах утверждают, что Захарченко участвовал в вооруженном конфликте в Абхазии. Сам он эту информацию никогда не подтверждал. Лишь однажды в интервью Русскому репортеру признался, что изначально был неплохо вооружен — когда увидел по телевизору события на Майдане, “достал лопату и выкопал из своей клумбы автомат… два пистолета, ящик гранат и снайперскую винтовку”.

Достоверно известно, что военно-политическая карьера Захарченко началась с организации Оплот. Будущий лидер ДНР к тому времени уже закончил Донецкий юридический институт МВД и влился в организацию в декабре 2013 года, возглавив ее донецкую ячейку, утверждает руководитель Оплота Евгений Жилин.

Формально Оплот, общественная организация, призванная защищать интересы бывших сотрудников милиции, на практике превратилась в бойцовскую структуру, преследовавшую активистов Майдана в Киеве и Харькове, а ее члены обвиняются в убийствах и бандитизме. Несколько месяцев назад прокуратура Харькова подавала иск о запрете Оплота, а Жилин был объявлен в розыск.

“Корни Оплота уходят вглубь бандитских времен — к крупнейшей донецкой банде Ахатя Брагина, с убийства которого в 1995 году началось становление его компаньона — Рината Ахметова”,— утверждает собеседник НВ в разведке. В пресс-службе Ахметова эту информацию комментировать отказались.

Впервые громко имя Захарченко прозвучало в апреле прошлого года, когда с отрядом бойцов Оплота он захватил городскую администрацию в Донецке. “В этих действиях большая доля решений была именно за Захарченко,— рассказывал в интервью телеканалу Дождь Жилин.— Он понимал, куда ведет людей, зачем и что будет дальше делать”.

Оптимальная фигура

В середине лета 2014‑го единой власти в ДНР, по сути, не было. Премьер-министром был московский политтехнолог Александр Бородай, но он выполнял лишь политические функции и, по его же признанию, на военные решения не влиял. Регион, по данным инсайдеров НВ в ДНР, был поделен между несколькими военизированными группировками: организацией Оплот под руководством Захарченко, батальоном Восток Александра Ходаковского, горловской группировкой под руководством Игоря Безлера и Народным ополчением Донбасса. Формально все они подчинялись министру обороны ДНР Игорю Стрелкову, но фактически каждая действовала самостоятельно.

Вскоре между Захарченко и Стрелковым началось противостояние. Лидер донецкого Оплота утверждает, что поводом стало решение министра обороны снести многоэтажки на окраинах Донецка, “чтобы было легче обороняться”.

“Мы тогда находились у Бородая — Стрелков и я,— рассказывал о происходившем Захарченко Русскому репортеру.— И мы с ним [Стрелковым] очень плотно ругались по поводу сдачи Славянска. У нас был просто дикий скандал”.

7 августа неожиданно для многих Бородай подал в отставку и заявил, что его место займет Захарченко, поскольку руководить ДНР должен “не коренной москвич, а коренной дончанин”. А 14 августа Донецк покинул и Игорь Стрелков. В ДНР утверждают, что накануне между Стрелковым и Захарченко произошла серьезная драка с применением оружия.

Громкий “переворот” в ДНР был спланирован заранее, и авторство этой пьесы приписывают одному из идеологов Кремля — помощнику президента РФ Владиславу Суркову. Именно после встречи с ним в Ростове Захарченко вернулся в Донецк премьер-министром — это публично подтвердили Стрелков и Жилин.

А летом Жилин поехал в Москву, где убеждал всех, что Захарченко — это тот человек, который нужен во главе ДНР.

“Я убедил,— говорил Жилин в одном из своих интервью.— Люди поехали и поговорили с Захарченко сами. Командная игра была хорошая”.

“Захарченко был подходящим для этой истории персонажем: человек из народа, местный, кондовый парень, шахтер,— считает Фесенко.— Он органично вписывается в имидж жителя Донбасса”.

После победы на выборах главы ДНР Захарченко практически полностью сконцентрировал власть в непризнанной республике в своих руках. Без его личного согласия не происходят даже обмены пленными, утверждает Сергей Иванча, начальник штаба общественной организации Офицерский корпус, которая как раз занимается освобождением пленных.

“Он часто ведет себя эмоционально,— рассказывает Иванча.— Однажды заявил, что ДНР больше не будет брать пленных [а это означает, что все военные с украинской стороны автоматически приговариваются к смерти], но в итоге все равно пленных берут. Он эмоциональный, но отходчивый”.

Насколько Захарченко стал самостоятельной фигурой после того, как оказался во главе ДНР? Эксперты, опрошенные НВ, сходятся во мнении, что он — всего лишь пешка. “Его выбрали только потому, что он послушный и всегда делает то, что ему говорят,— утверждает собеседник НВ в разведке.— Он не способен вести свою игру”.

А Фесенко замечает, что при необходимости его могут легко через какое‑то время заменить. В то же время, если все‑таки Минские договоренности по урегулированию конфликта в Донбассе будут выполняться и здесь состоятся настоящие выборы, Захарченко может утвердиться в качестве главы региона в составе Украины, предполагают и некоторые другие эксперты.

“Если Захарченко способен убедить своих кураторов, что он — оптимальная фигура, и если ему удастся взять под контроль новые местные элиты, он может остаться на посту длительное время”,— ожидает Фесенко.

По материалам  НВ

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи