После успешной поездки Владимира Путина в Будапешт многие заговорили о том, что СЭВ постепенно восстанавливается, что Восточная Европа не хочет жить по лекалам Западной и что нашими геополитическими (ужасное, бессмысленное, самое употребительное слово!) союзниками становятся постепенно давние партнеры вроде Чехии: тамошний президент Земан тоже не одобряет антирусских санкций, а Украину назвал фальшивым государством, где все, вольно переводя, поехали крышей.
Об этом рассуждает Дмитрий Быков.
Мне кажется, это слишком оптимистично – или слишком пессимистично, кто как смотрит.
Орбан в Венгрии – еще не вся Восточная Европа, он персонаж своеобразный, радикальный националист, предложивший отказаться от либеральной демократии. В некотором смысле он еще и решительней Путина, ибо заявил, что строит антилиберальное государство, где чужакам места не будет. Он даже заметил, что пора уже, это самое, действовать по российскому образцу, выходя из-под диктата Запада.
Милош Земан – тоже интересный человек, тоже националист, обозвавший предателями Чехии судетских немцев; он вообще за словом в карман не лезет и этим, кажется, снискал популярность. В остальном он ничем особо не замечателен, и не сказать, чтобы Чехия при нем процвела: в больших городах он непопулярен, интеллигенция за него не голосовала, молодежь – в особенности студенческая – чуть ли не яйцами кидалась, но Земан продолжает утверждать, что он президент простых людей, десяти миллионов тружеников, а на двести тысяч бездельников ему плевать.
У нас его в последнее время называют реалистом в противовес романтику Гавелу. Европу и Америку он ругает, а Россию называет великой, подчеркивая, что дружба с Россией – вопрос экономического выживания. Для России он – и по риторике, и по психотипу, и по манерам – самый что ни на есть правильный союзник.
Но от позиции Венгрии либо Чехии в мире и даже в Европе мало что меняется. У Венгрии давно проблемы с цыганами, которых очень не любит нынешнее руководство, но многонациональной империей Венгрия не бывала сроду и вполне может упражняться в национализме: она от этого не рухнет и не развалится.
Скажу ужасную вещь, но лидер сравнительно небольшой страны может думать и даже говорить глупости, не угрожая этим миропорядку: таково преимущество малых государств.
И Владимир Путин по духу, складу, а главное – масштабу очень подошел бы малой стране вроде Венгрии либо Чехии: стране со славной историей, скромным настоящим и не очень бедным населением, стране с великой, конечно, культурой. Лидер великой страны, от которой в мире многое зависит, не должен бы позволять себе антилиберальной риторики, поощрения национализма и агрессивных телодвижений.
Но Владимир Путин, подозреваю, не остановится, пока Россия по своему масштабу не сравняется с Венгрией и Чехией. Потому что даже Польша, по-моему, ему уже великовата.