«Осведомлен – значит вооружен», – считают исследователи Института Брукингса Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди.
Накануне в Вашингтоне они представили обновленное издание книги «Мистер Путин – оперативник в Кремле». В течение 15 лет исследователи собирали правдивые факты биографии Владимира Путина и свидетельства людей, которые с ним работали, чтобы понять, кто он – российский президент, и каким образом Запад должен строить стратегию, чтобы остановить его захватнические амбиции.
Уже 15 лет Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди выполняют работу Золушки – по зернышку отделяя правду ото лжи в биографии Владимира Путина. Уже вторая книга американских исследователей «Мистер Путин – оперативник в Кремле» – попытка написать не столько портрет, сколько инструкцию к действиям.
«Мы не претендуем на истину, но мы собрали все сведения, чтобы подвести черту под тем, кто Путин такой. Понимание, кто он и как он работает, дает нам возможность понять, как действовать дальше. Время уже пришло», – рассказывает Фиона Хилл.
Политический артист международного масштаба, проект системы и КГБист с совершенными навыками управления людьми. Но наиболее опасен Путин тем, что невозможно провести четкую границу между блефом и его реальными планами.
«Путин поднялся на стратегии американского президента Ричарда Никсона – теории сумасшедшего – идее, что он настолько непредсказуем, настолько потенциально опасен, что мы никогда не знаем, что он собирается сделать. Путин также хочет держать нас в напряжении, чтобы мы пытались предсказать его следующий шаг. И это большая опасность для нас, мы интерпретируем действия Путина, ожидаем, что он будет действовать определенным образом и в большинстве случаев он не действует так, как нам кажется логичным», – замечает Фиона Хилл.
Именно поэтому, считают Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди, предоставлять Украине летальное оружие слишком рискованно. Запад должен осознать свою ответственность и действовать умнее, ведь, несмотря на тщательную конспирацию, российский президент имеет и свои недостатки.
«Путин никогда сам не ставит вопросов. Он считает: ничто другое так хорошо не раскрывает человека, как вопросы, которые он ставит. Вопросы могут показать, что он знает, а что нет. Однако эта тактика является его недостатком, потому что Путин не получает достаточно информации из первых источников. Он совсем не знает нас, не знает, как функционирует западное общество», – говорит исследовательница.
Удар по расчетам Путина нанесло единство позиции Запада – США и ЕС в украинском вопросе. На этом, считает Фиона Хилл, надо строить дальнейшую стратегию. И чем больше союзников будет у Запада, тем труднее станет Путину идти по своему сценарию.
«Нам нужна многогранная стратегия, которая признает несколько параллельных реальностей. Одна из них – Путин не отступит и будет воевать дальше. Поэтому мы должны найти другие методы, как с этим бороться. Нам нужно смотреть шире, чем конфликт в Украине. Путин должен чувствовать опасность с разных фронтов: политического, экономического и в сфере международных отношений. Мы должны убедить Китай, Турцию и многие другие страны, которые имеют особые отношения с Россией: то, что делает Россия, разжигая войну в Украине, – недопустимо. И они должны работать с нами вместе, чтобы поставить под угрозу Россию, чтобы заставить ее отступить», – отмечает Фиона Хилл.