Очевидно, что до завершения конфликта на востоке Украины далеко, независимо от итогов встречи в Минске в «нормандском формате». Но искать пути реанимации Донбасса необходимо уже сегодня.
Об этом написал Евгений Магда, кандидат политических наук, директор Центра общественных отношений.
Возможно, в скором будущем историки назовут 2014-й годом краха мифа о Донбассе в украинском информационном пространстве. После избрания Виктора Януковича президентом Украины в 2010 году в стране постоянно навязывалось мнение о том, что Донбасс кормит Украину. Этому были объективные и субъективные подтверждения: самый богатый предприниматель Украины Ринат Ахметов является уроженцем Донбасса, стремительно богатевший Александр Янукович, массовый призыв на руководящие должности в стране выходцев из Донецкого региона. Столица региона – Донецк – постепенно превращался в его визитную карточку, умело закрывающую проблемы востока страны.
События на Майдане, вошедшие в историю под названием Революции Достоинства, серьезно изменили расклад сил в Украине. Быстро выяснилось, что большинство жителей Донбасса были лишены объективной информации о состоянии дел в стране, а позиции каких-либо политических сил за исключением лояльных Януковичу в регионе были крайне слабы. Регион стал питательной средой для адептов российской пропаганды и «русского мира», поэтому «Кривое зеркало Майдана» на Донбассе получилось весьма эффективным. Буквально через несколько месяцев от имитации протестов ситуация перешла к прямому военному вторжению.
Есть основания считать, что Россия изначально располагала планом гибридной войны против Украины. И воздействие на Донбасс – регион, который в общественном сознании является ключевым, выглядит неслучайным. При этом необходимо отметить, что развитие событий похоронило идеи Владимира Путина о создании «Новороссии». Судя по последним заявлениям Сергея Лаврова, Кремль куда больше заинтересован в возвращении Донбасса под юрисдикцию Киева, но на условиях Москвы. Об этом свидетельствует и настойчивое стремление Владимира Путина усадить представителей официального Киева за стол переговоров со своими марионетками из самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
Подобный сценарий не вызывает удивления. Действия вооруженных отрядов сепаратистов и российских наемников, последовательно уничтожающих инфраструктуру Донецкого региона, информация о вывозе с захваченной ими территории оборудования некоторых стратегически важных предприятий являются подтверждением нежелания России инкорпорировать Донбасс в состав Федерации. Здесь не получается реализовать «крымский сценарий», и дело не только в исторических обстоятельствах, но и экономическом аспекте. Многие предприятия Донбасса имеют прямых конкурентов на территории России, поэтому Москва не намерена их содержать, предпочитая сделать регион гирей на шее Украины в экономическом, а при удачном раскладе – и в политическом аспекте.
Сегодня никто не рискнет назвать сумму средств, необходимых для восстановления Донбасса. Понятно лишь ее астрономическое значение. Однако разрушение значительной части инфраструктуры создает условия для перезагрузки региона. В условиях ухудшения позиций украинской металлургии на мировых рынках и разрушения ряда шахт, бывших основой угольной промышленности, самому промышленному региону Украины необходима перезагрузка. Как ее осуществить? Наиболее адекватный алгоритм – путем развития микрокредитования на особых условиях для жителей Донбасса, создания разветвленной сети предприятий малого и среднего бизнеса.
Для этого необходимы финансы. «Раскулачить» Рината Ахметова и других вчерашних хозяев Донбасса, которому они клялись в сыновней любви, вряд ли возможно – власть не демонстрирует готовности действовать в этом ключе.
Вероятнее всего, попробовать объединить усилия иностранных доноров и кредиторов – МВФ, Джорджа Сороса, Европейского инвестиционного банка, государств ЕС, чтобы обеспечить восстановление Донбасса финансово и методологически. Процедура финансирования должна быть максимально прозрачной и вызывающей доверие. Преобразования на Донбассе выглядят ключевыми изменениями – теми, без которых о возвращении Донецкой и Луганской областей в украинскую сферу влияния не в формальном, а реальном значении этого слова нечего и мечтать.