В последние дни обстановка на востоке Украины резко обострилась. Если раньше президент РФ Владимир Путин оставлял себе пространство для маневра и имел свободу выбора, поднимая или уменьшая накал страстей вокруг войны на востоке Украины, то сейчас, похоже, ставка сделана на резкое усиление напряженности в регионе.
С этой целью силы РФ на востоке Украины предпринимают крупномасштабное наступление против украинских силовиков по всему фронту.
Нет никаких сомнений в том, что новые шаги по эскалации напряженности осуществляются с согласия российского президента и при его полной поддержке. С начала этого года НАТО отслеживала переброску сотен единиц военной техники, в том числе ракетных пусковых установок, танков и бронемашин из России в восточные районы, подконтрольные РФ и их сепаратистам.
Многие полагают, что таким образом Путин пытается свергнуть законно избранную власть в Украине. Нынешнее обострение ситуации в Украине представляет собой новый вызов для Соединенных Штатов и Европейского Союза.
В этой связи возникает вопрос: следует ли Западу вооружать украинскую армию?
До сих пор, Запад использовал только экономические санкции и дипломатические шаги, чтобы попытаться убедить Путина изменить позицию России по отношению к Киеву. Санкции в определенной мере повлияли на Кремль и усилили экономический кризис в России. Но пока все действия Запада не остановили Путина, и он лишь ужесточает свою позицию по отношению к Украине, проверяя, таким образом, крепость духа своих западных оппонентов.
Никто не может точно сказать, насколько эффективны будут санкций в будущем, после того как министры иностранных дел ЕС приняли решение усилить давление на Москву, подготовить расширение санкций и продлить их действие еще на полгода.
Несомненно, позиция нового греческого правительства сыграла на руку Кремлю. Совет глав МИД стран ЕС принял коммюнике по ситуации на Украине с учетом всех предложений Греции, в частности, из документа по настоянию Афин было убрано требование ввести новые санкции против России и попытки возложить на нее прямую ответственность за ситуацию в Украине. Похоже, что руководству ЕС теперь придется поумерить свои аппетиты по отношению к России, и считаться с мнением несогласных.
Вместе с тем нельзя оставаться безучастным к эскалации войны на востоке Украины, так как в этом случае Путин может решить, что Запад смалодушничал, и будет действовать еще более решительно и смело.
Но существует еще один путь. Западная стратегия может заключаться в том, чтобы осуществлять Украине поставки оборонительного оружия для уничтожения новейших образцов российской бронетанковой техники, находящейся на вооружении террористов и армии РФ. В частности, противотанковые ракетные комплексы третьего поколения Javelin, для борьбы с танками, широко применяемыми армией РФ и террористами в Донецке и Луганске.
Усиление военного потенциала Киева приведет к тому, что увеличится вероятность потерь среди личного состава и военной техники террористов из РФ. Возможно, это заставит Путина пересмотреть участие России в конфликте на востоке Украины. Пока российским властям удается скрывать от общественности факты гибели российских военнослужащих в Украине. Нечто похожее уже происходило во времена войны в Афганистане, когда руководство СССР на начальном этапе боевых действий всячески пытались скрыть от народа масштабы трагедии.
Поставки оборонительного оружия не должны быть единственным инструментом западной политики.
Необходимо также, чтобы Соединенные Штаты и их союзники активизировали предоставление финансовой помощи украинскому правительству. Это должно быть главной задачей Запада.
Нынешнее поведение Путина не предполагает мирного разрешения конфликта. Экономические санкции Запада его не остановят. Российского президента может остановить лишь высокая цена «расплаты» за аннексию Крыма и войну на Донбассе.