Сберечь армию сейчас важнее, чем любой ценой удерживать занятые позиции.
Об этом пишет Иван Яковина, Корреспондент НВ, бывший сотрудник онлайн-ресурса Лента.ру.
Наступление формирований ДНР/ЛНР на позиции украинской армии медленно, но неуклонно развивается. Первой их целью предсказуемо стал донецкий аэропорт, державший оборону более двухсот дней.
Несмотря на то, что руины легендарного аэропорта все-таки достались противнику, в целом никакой катастрофы не произошло. Отступление было проведено удовлетворительно, обошлось без “котлов” и гибели сотен людей, как, например, под Иловайском в прошлом году. Общественная реакция на отход из аэропорта оказалась вполне адекватной: «Жаль, конечно, но это война, на которой всякое бывает». Но что еще важнее, многомесячная оборона терминалов заслужила общенародную славу, став отнюдь не позорным, а вполне героическим эпизодом в истории украинской армии. И этот факт даже отступление превращает в победу.
Поясню. Неделей ранее, когда аэропорт был еще под контролем украинских военнослужащих, я писал, что после провала переговоров в Астане боевики обязательно приложат максимум усилий для его захвата. И не потому, что они намерены наладить авиасообщение с Москвой или новый терминал был страшно важен со стратегической точки зрения. Нет, их главной мишенью была уверенность украинцев в себе и своей армии. Они ждали повторения последствий Иловайска: чтобы по всей стране зазвучал многоголосый хор, исполняющий «Пропало все!», чтобы в Киеве начались поиски предателей и шпионов, чтобы герои стали вызывать недоверие, а воля народа к сопротивлению и победе была сломана.
Поскольку произошло наоборот, задача боевиков оказалась невыполненной. Да, они получили груду бетона, заплатив за нее огромную цену, но вместо скорби и уныния граждане Украины обрели образец для подражания, настоящий пример мужества. Кроме того, цена, заплаченная за это сомнительное достижение, для боевиков оказалась поистине колоссальной. Однако слишком уж расслабляться украинцам не следует. Захват аэропорта, по всей видимости, был первой, но не единственной целью ползучего наступления.
При простом взгляде на карту зоны АТО очевидным становится уязвимое положение выступа в Дебальцево, с трех сторон окруженного подконтрольной боевиками территорией. Тут ситуация несколько иная, дело не только в символизме. Через город проходит стратегически важное для ДНР/ЛНР шоссе, связывающее Донецк и Луганск. После стабилизации фронта у аэропорта наверняка будет предпринята попытка окружить украинскую группировку в Дебальцево, чтобы устроить ВСУ второй Иловайск. Как показал пример аэропорта, в принципе, боевики могут собрать достаточные силы для проведения большой наступательной операции, поэтому украинские военные должны быть готовы к самому плохому развитию событий.
Конечно, до этого дело может и не дойти, но в случае, если встанет выбор между сохранением небольшого участка территории или боеспособных частей армии, по военной науке, выбирать следует второе. Сдавать свою землю, конечно, крайне горько и неприятно, но окружение и разгром армейских частей существенно опаснее со стратегической точки зрения. Упорное сопротивление – да, но удержание позиций любой ценой – ни в коем случае! В Дебальцево критически важно не допустить появления «котла» по ранее описанным причинам: боевиков интересует не столько военная, сколько психологическая победа, демонстрация своего подавляющего преимущества. Если у них не получилось сделать этого в аэропорту, то они приложат все усилия, чтобы добиться успеха где-то еще.
Логика действий и передвижений боевиков подсказывает, что сохранение украинской армии важно и по еще одной причине. Наиболее болезненный удар, сопряженный с огромным пропагандистским эффектом и массовой паникой населения они могут нанести на юге – в направлении Мариуполя. На штурм города они едва ли решатся, но вот взять его в блокаду могут попробовать. Этот вариант, видимо, будет рассматриваться лидерами ДНР/ЛНР и их хозяевами в Москве в последнюю очередь, поскольку очень велик шанс обменять Мариуполь на жесточайшие санкции от Запада. Но полностью исключать того, что они пойдут ва-банк, попытавшись одним ударом нанести Украине тяжелое военное и политическое поражение, нельзя. Если боевики все же решатся на наступление, Мариуполь придется защищать изо всех сил.
Сейчас очень важно трезво оценивать обстановку, понимая, что против ВСУ сконцентрированы огромные силы боевиков и наемников с внушительным парком боевой техники. Кроме того, на помощь им в любой момент готовы прийти не «батальонные группы», а полнокровные кадровые части Вооруженных сил РФ, собранные сейчас у границ Украины. В этой ситуации поражения и отступления не являются чем-то сверхтрагичным или катастрофическим, война не может состоять из одних лишь побед.
Вполне возможно, что ВСУ в ближайшие месяцы придется столкнуться с невиданным ранее давлением со стороны противника, что неизбежно повлечет как человеческие, так и территориальные потери. Однако очень важно, чтобы неудачи на фронте не приводили к паническим настроениям в тылу, к шпиономании, поиску внутренних врагов и предателей под каждым кустом. Этого очень ждут в Кремле, надеясь на «смену режима» и имея наготове «мирный план», предусматривающий фактическую дезинтеграцию Украины и лишение ее суверенитета.
Как минимум два-три ближайших месяца гражданам Украины нужно не терять присутствия духа, а генералам – изо всех сил беречь армию. Если получится продержаться, давление со стороны Москвы вскоре неизбежно ослабнет: экономические проблемы в России дадут о себе знать в полный рост. Вот тогда и можно будет поговорить о мирном плане, но уже не с главарями ДРН/ЛНР, как того требует Москва, а непосредственно с их боссом – Владимиром Путиным.