В Киеве новую «тройку» сравнивают с полузабытым объединением ГУАМ – на том основании, что к созданию того и другого союзов подтолкнули США
Украине не стоит надеяться на помощь НАТО в конфликте в Донбассе. И нужно развивать горизонтальные связи в оборонной сфере с отдельными странами – членами альянса. Так в Киеве комментируют итоги завершившегося визита президента Литвы Дали Грибаускайте. С Петром Порошенко она говорила о формировании украинско-польско-литовского союза.
«Мы договорились о подготовке офицеров и участии в многонациональных учениях на территории Литвы, договорились о сотрудничестве в военно-технической сфере и поставках конкретных элементов вооружений для Вооруженных сил Украины», – сказал после встречи украинский президент. Ни Порошенко, ни представители Минобороны не конкретизировали, о каких элементах вооружений может идти речь.
Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец сказал «НГ», что с Польшей Украина начала обсуждать планы сотрудничества в сфере ОПК. «Потенциал Литвы в реализации совместных промышленных военно-технических проектов мал. Ранее они поставляли в Украину военное снаряжение и экипировку», – отметил он. Другие эксперты предполагают, что Литва может передать Украине средства связи, прицелы, другие приборы двойного назначения.
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран предположил, что через Литву в Украину все же может быть налажена поставка элементов для техники и оружия. Однако отметил, что подобное произойдет только после того, как Запад убедится в том, что украинская власть по-настоящему проводит реформы: «Вице-президент США Джозеф Байден на прошлой неделе в Киеве сказал, что условия получения оружия и поддержки – это борьба с коррупцией и реформы». На днях эксперты украинского проекта «Цена государства» обнародовали исследование, согласно которому Запад предоставил Украине только около 60% обещанных на этот год средств. В информации, размещенной украинскими СМИ, сказано, что главным украинским кредитором стал МВФ. В мае им выделен транш в размере около 3,2 млрд долл., в начале сентября – транш на 1,2 млрд долл. Еще 2,8 млрд долл. могут быть перечислены в 2015 году, после формирования нового правительства.
«Всемирный банк выделил Украине 1,25 млрд долл., из которых 750 млн поступили в конце мая на реформы, 500 млн в сентябре – на поддержку финансовой системы. Еще 500 млн Украина может получить до конца года, а 100 млн точно перенесли на следующий год», – сказано в отчете. По данным исследования, ЕС с мая выделил Украине 860 млн евро макрофинансовой помощи, еще около 600 млн по этой линии могут поступить до конца года, а перечисление 300 млн перенесено на следующий год.
Европейский банк реконструкции и развития, а также Европейский инвестиционный банк финансирования не начинали, поскольку не началась реализация проектов, под которые закладывались 550 млн долл. и 680 млн долл. соответственно. От Канады Украина получила кредит в 200 млн канадских долларов в конце сентября, от Японии – 100 млн долл. в конце августа. «Помощь США составила 1 млрд долл. Их Украина привлекла в середине мая, выпустив еврооблигации под рекордно низкий процент за счет американских гарантий», – сказано в отчете.
Все указанные средства направлялись в Украину для поддержки экономики, сохранения стабильности на финансовом рынке и для проведения реформ. Литовский парламент в середине ноября выступил с революционной инициативой о финансировании Украины из европейского бюджета. В резолюции было сказано: «Литва инициирует политические дискуссии на уровне ЕС с Европарламентом, европейскими политическими партиями, государствами – членами ЕС, Еврокомиссией, прочими ведомствами ЕС по поводу пересмотра бюджета на 2014–2020 годы, с тем чтобы из предусмотренного сейчас бюджета выделить до 3% на реализацию нового «плана Маршалла» для Украины и таким образом сформировать инструмент финансовой помощи Украине, который бы достигал 30 млрд евро».
В Киеве не особо надеются на положительное решение вопроса, но еще меньше верят в то, что западные страны профинансируют украинскую армию. До сих пор только США официально объявили о выделении около 320 млн долл. на оснащение средствами связи и защиты, обучение украинских военнослужащих, а также на укрепление украино-российской границы. Примерно 3 млн долл. из этих средств планируется направить на помощь и обустройство переселенцев из Донбасса. Вопрос о поставках Украине оружия и военной техники обсуждается в Вашингтоне с весны, но продвигается крайне сложно и медленно.
Военный эксперт Сергей Згурец считает, что западные страны не станут использовать Литву как ширму для поставок в Украину вооружений и техники. «Страны – члены НАТО действуют на основе каждая своего национального законодательства, а не каких-то тайных решений или рекомендаций», – сказал он. Эксперт отметил, что на данном этапе НАТО действует политическими и дипломатическими инструментами. «Украина, учитывая, что путь в НАТО будет очень длинным, стремится уже сейчас создать промежуточные союзы, позволяющие усилить ее обороноспособность. Логично, что союзниками стали Литва и Польша – государства, которые, как и Украина, видят в России угрозу их безопасности», – считает Згурец.
В Киеве новую «тройку» сравнивают с полузабытым объединением ГУАМ – на том основании, что к созданию того и другого союзов подтолкнули США. Политолог Сергей Таран считает сравнение некорректным: «Во-первых, я бы не преувеличивал сейчас роль США: Литва, Польша, Украина в такой ситуации, когда и без понуканий заинтересованы в создании пояса безопасности. Во-вторых, ГУАМ задумывался как союз, объединенный экономическими, в первую очередь энергетическими, проектами. А союз Украины, Литвы и Польши носит оборонный характер: разные страны – разные задачи. Наконец, в-третьих, против ГУАМа Россия могла задействовать ряд эффективных инструментов, а сейчас у нее нет никаких возможностей влияния на «тройку», кроме запугивания и экономического давления».
С другой стороны, Запад пока тоже окончательно не определился с инструментами и мерами. На состоявшемся в Гааге пленарном заседании Парламентской ассамблеи НАТО экс-генсек альянса Яап де Хооп Схеффер отметил, что даже среди членов НАТО нет единства в отношении будущего Украины. Он призвал Запад не давать пустых обещаний, что страну примут в ЕС или НАТО.
Эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач сказал «НГ», что никакого прорыва Украине не стоит ожидать и от запланированного на 2 декабря в Брюсселе заседания министров иностранных дел стран – членов НАТО. «Планы действий разрабатываются. Но они касаются обеспечения безопасности и обороны членов НАТО, включая страны Балтии и Польшу. Запад концентрирует внимание на сдерживании России – экономическими, политическими, дипломатическими мерами, а не на защите Украины. Ситуация может измениться в случае открытой агрессии, но как поведет себя НАТО, какие решения будут приняты – мы не можем сейчас предугадать, да и смысла нет», – считает он.
В таком контексте украинские интересы носят сопутствующий характер. Так, Парламентская ассамблея НАТО признала, что вмешательство России является главной причиной вооруженного конфликта и гуманитарного кризиса в Донбассе. Исходя из этого, на днях были утверждены требования НАТО к РФ: вывести с украинской территории войска и технику (в том числе без опознавательных знаков), публично призвать пророссийских сепаратистов сложить оружие, начать переговоры с руководством Украины по урегулированию кризиса и вернуть Украине Крым.
Эксперты в Киеве отмечают, что развитие ситуации в Украине, которая оказалась в центре конфликта между Россией и Западом, будет зависеть от действий украинской власти. В первую очередь в сфере экономики и политических реформ. «Россию нужно сдерживать любыми способами. Но в то же время необходимо направить усилия на то, чтобы в ближайшие годы Украина провела реформы. Президент Порошенко ставит задачу уже через шесть лет вывести страну на такой уровень развития, чтобы можно было смело подать заявку на членство в НАТО и ЕС», – сказал «НГ» источник, близкий к власти.
Татьяна Ивженко.