Премьер-министр России Дмитрий Медведев утверждает, что соседняя Украина может сделать любой выбор, но риски, которые могут возникнуть в случае построения особых отношений с Европейским Союзом, очень высоки.
Понятно, о каких рисках идет речь – о возможном российском военном, диверсионном и экономическом противодействии, уже продемонстрированном в ходе оккупации Крыма, террористической операции на Донбассе и введении ограничений на украинскую продукцию, поступающую на рынок соседней страны.
При этом стоит напомнить, что на протяжении почти двух десятилетий российские руководители – в том числе президенты Борис Ельцин,Владимир Путин и Дмитрий Медведев – утверждали, что главной опасностью для российско-украинских отношений и безопасности России является вступление Украины в НАТО. Именно поэтому противодействие сближению Украины и НАТО стало одним из главных векторов действия украинских политических партий – сателлитов Москвы – Партии регионов, ПСПУ, Компартии Украины. Победа на президентских выборах зависимого от Кремля Виктора Януковича ознаменовалась принятием пресловутого закона о внеблоковом статусе Украины, сделавшего нашу страну беззащитной перед российской агрессией. Но о Европейском Союзе в Москве заговорили только после того, как подписание соглашения об ассоциации с ЕС стало реальностью. И, как видим, продолжают пугать последствиями уже после того, как соглашение подписано и ратифицировано. Как Путин, так и Медведев.
Впрочем, в том, что ситуацию пытается нагнетать именно Дмитрий Медведев, есть своя политическая логика. Наблюдатели в Москве считают, что премьер, являющийся ведущим представителем «ельцинского» политического клана в российском руководстве, сознательно подталкивает Владимира Путина и других «силовиков» к большой войне против Украины, рассчитывая, что эта война ускорит крах самого Путина, поможет возвращению к власти Медведева и ликвидации им последствий фактического государственного переворота, устроенного Путиным после возвращения в Кремль в 2012 году.
Именно тогда главные финансовые потоки были перераспределены в пользу выходцев из КГБ, а поручившие Путину и Медведеву власть политики и «олигархи» из окружения Ельцина остались не у дел. И только серьезное политическое потрясение – например, проигранная война с огромными жертвами и разрушениями – может помочь отступившему клану вернуться и наказать обидчиков. Украина с ее рисками в случае европейской интеграции может просто оказаться разменной картой в этой бесконечной войне за разворовывание России.