Эксперты пояснили, с какими санкциями будет считаться Россия.
Евросоюз вводит новые экономические санкции против России в связи с ее агрессией в отношении Украины. Ограничительные меры вступят в силу в пятницу, 12 сентября, до этого их несколько раз откладывали.
Эксперты уверены – несмотря на опыт последних месяцев и расширение агрессии России, этот метод сдерживания Москвы со стороны Запада остается весьма действенным. По их словам, в распоряжении ЕС еще есть такие рычаги давления, с которыми Владимир Путин не сможет не считаться.
О том, какие санкции могут по-настоящему повлиять на руководство РФ, рассказали эксперты.
Научный директор Школы политической аналитики Национального университета “Киево-Могилянская академия”, профессор политологии Алексей Гарань:
Если дополнительные санкции против России сейчас не будут введены (комментарий брался до того, как ЕС официально объявил о своем решении – ред.), то это будет значить, что Евросоюз рассчитывает на снижение уровня эскалации конфликта. Сегодня поступают противоречивые сообщения: с одной стороны, говорят о выведении значительной части российских войск с территории Украины, а с другой – о продолжении обстрелов украинских сил. Однако массового применения силы на данный момент не наблюдается.
ЕС по отношению к России проводит такую политику: если снижается уровень эскалации, то европейцы не вводят дополнительные санкции; если же эскалация будет иметь место, то санкции будут применены. Сейчас уровень эскалации снижается, потому логика Европейского союза (была – ред.) понятна.
Другое дело, что мы на самом деле не знаем, как будет действовать Путин. Вполне возможно, что это (перемирие на Донбассе – ред.) просто его маневр, за которым последует внезапный удар. Тогда санкции ЕС будут введены, но может быть поздно.
То есть, эта отсрочка во введении санкций (была – ред.) достаточно рискованной, потому что мы не можем просчитать планов Путина, который в любой момент вновь может пойти на эскалацию конфликта.
Существуют разные мнения о действенности санкций. Я считаю, что санкции нужны. Хотя Путин, к сожалению, действует как обезьяна с гранатой или ядерным оружием. Это то, чего реально опасается Европа. На мой взгляд, сдерживающими для Путина были бы решительные санкции.
К примеру, были сообщения о том, что Великобритания выступала за отключение России от системы SWIFT. Это было бы очень серьезным шагом, поскольку обвалило бы почти все трансакции большинства российских банков. Но на это не пошли.
Думаю, что большее количество санкций принуждало бы Россию к большей сдержанности. Но, опять-таки, мы сталкиваемся с элементами непрогнозированности поведения Путина. С ним происходит то, что происходит с каждым диктатором, который принимает решения, будто находясь в “черном ящике” – его шаги сложно предвидеть. С этой проблемой всегда сталкиваются, когда ведут переговоры с диктатором. Приходится, скорее, угадывать его логику действий или отсутствие этой логики.
Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований “Соціовимір” Сергей Таран:
Откладывание введения дополнительных санкций Европой – это (было – ред.) стимулирование России придерживаться мира. Поскольку нужно, чтобы перемирие (каким бы оно ни было) продлилось как можно дольше. У Европы сегодня нет никаких инструментов давления на Россию, кроме санкций, но это достаточно мощный инструмент. Сейчас России дается сигнал, что новые санкции могут быть отменены, как и те, что были введены против нее ранее, но только в том случае, если будет мир, и если Россия выведет свои войска с территории Украины.
С точки зрения Европы, такая неторопливость в вопросе применения санкций вполне логична. Если санкции способны повлиять на ситуацию, то следует их использовать. С нашей точки зрения, нужны очередные санкции против России, потому что Путин может и не остановиться на том, что уже захватил на нашей территории. Так что то, что ЕС откладывал введение санкций – логично, хотя и не соответствовало нашим ожиданиям. Нам бы хотелось, чтобы действия Европы были более жесткими и решительными.
Санкции по-прежнему остаются действенным методом. Если бы в России была самодостаточная экономика и финансовая система, Путин бы не скрывал своей военной агрессии – он бы завел войска вплоть до Киева и устроил бы широкомасштабную войну. Но именно страх изоляции и того, что российская экономика и финансовая система не выдержат, а, значит, и страх санкций заставляют действовать Россию именно таким образом. Так что санкции действуют, но действуют частично (они не заставляют Путина полностью отказаться от своих планов).
Кроме того, они действуют постепенно. Эффект от санкций третьего уровня, которые ввел Запад против России, будет ощутим только через год. Сейчас он пока незаметен. Те 100 миллиардов убытков, которые Россия понесет в результате санкций, будут частично в этом году, но основная часть – позже. Так что эффект от санкций не будет скорым.
С какими санкциями Россия была бы вынуждена считаться? Это торговые эмбарго, запрет торговли в газовой и оборонной сферах. Все, что касается энергетического сектора, для России очень болезненно.
Дипломат, экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко:
Если допустить, что это соответствует действительности (появлявшаяся ранее информация о том, что ЕС не введет санкции, пока действует перемирие на Донбассе, что после фактически отпроверг своим решением Евросоюз – ред.), то это, на мой взгляд, свидетельство того, что коррупция, которую запустил господин Путин в Европейский союз, дает свои результаты – негативные для Европы и Украины. Это также значит, что в ЕС должны задуматься над тем, как противостоять этим действиям России, как бороться уже с российской “пятой колонной” в ЕС.
Для Украины такая неторопливость ЕС в вопросе введения санкций может иметь негативные последствия. Потому что санкции (хотя и ограниченные и достаточно непоследовательные), все-таки, дают России понять, что ее политика слишком дорого ей стоит. Потому откладывание санкций – это приглашение Путина к продолжению его политики. Чем быстрее он почувствует на себе глубину этих санкций, тем скорее к нему может прийти прозрение. Потому такое откладывание будет неосмотрительным шагом Европейского союза.
Путин вынужден был бы считаться с санкциями финансового характера. Россия, на самом деле, является очень слабой и зависимой от Запада страной.
Существует статистика, что ВВП России составляет около 2 триллионов долларов при населении 143 миллиона человек, с тенденцией сокращения. В то же время, общий ВВП ЕС и США – 34 триллиона долларов, то есть в 16 раз больше, при населении 822 миллиона. Исходя из таких цифр, можно понять, что Россия, вводя какие-то санкции против Запада, вводит их, по сути, против себя самой. Поскольку мощности государств настолько разные, что говорить о каких-либо адекватных вещах не приходится.
Потому отделение России от западных финансовых рынков является самым быстрым и самым эффективным оружием, которое поставит режим Путина на грань выживания. Но, к сожалению, мы этого до сих пор не наблюдаем. Только отдельные факты, отдельные банки, отдельные направления… Но не системная политика по отношению к России.
Так что если бы Запад по-настоящему захотел бы поставить Путина на место, он бы сделал это без особых трудностей.