Встреча в Ньюпорте будет едва ли не самой судьбоносной для альянса со времен холодной войны, и повестку дня задает российский президент, пишут СМИ, называя Путина "угрожающим русским медведем" и "новым Бонапартом Европы". "Путин знает, что НАТО не будет воевать из-за Украины, и, следовательно, он может заполучить буферную зону вдоль границ и вдобавок снискать славу у себя на родине".
“Когда ранее в этом году Россия начала вмешиваться в конфликт на Украине, президент Обама заявил, что не рассматривает эту ситуацию как какую-то шахматную партию времен холодной войны. К сожалению, Владимир Путин был другого мнения”, – пишет The Los Angeles Times.
“Украина не входит в НАТО, и это одна из причин, по которой США не задействовали там свои вооруженные силы и даже отказались снабдить украинцев оружием. Более оптимальный способ изменить поведение русских (по крайней мере, пока) – это “кусачие” экономические санкции”, – говорится в статье.
“Во вторник [2 сентября] министр иностранных дел России, в очередной раз продемонстрировав дипломатическую дерзость, призвал США заставить украинское правительство отказаться от попыток нанести военное поражение повстанцам и “перейти к политическому процессу”. На самом деле украинское правительство давно готово обсуждать новое политическое устройство со значительной автономией для пророссийских регионов. Однако подобные переговоры не должны проходить в окружении войск другого государства”, – пишет американское издание.
“Владимир Путин больше, чем кто-либо другой, задал повестку 65-го саммита НАТО, который состоится на этой неделе и вполне может стать самым судьбоносным с момента окончания холодной войны”, – говорится в редакционной статье The New York Times.
“В начале года альянс был поглощен периодической оценкой своих перспектив в то время, как его роль в Афганистане сокращалась. Теперь Путин, давно желавший увидеть ослабление НАТО, подарил ему новую срочную цель, вторгнувшись на Украину и продемонстрировав полнейшее пренебрежение международной системой”, – пишет NYT.
Центральным элементом саммита станет формальное согласование новых сил быстрого реагирования численностью 4 тыс. человек. Ожидается, что страны-участницы договорятся о проведении большего количества учений и усилении патрулирования воздушного пространства.
“Все это потребует денег, что уже становилось источником трений среди членов НАТО, – напоминает издание. – На долю США приходится около 75% бюджета альянса, в то время как взносы большинства европейских государств сократились”.
“От европейцев очевидно требуется больше, в том числе повышение расходов на оборону и одобрение таких санкций против России, которые наконец убедили бы Путина сменить опасный курс на Украине. Они должны использовать встречу в Уэльсе, чтобы четко показать: они готовы подкрепить слова делом”, – считает NYT.
“НАТО сильнее всего, когда его члены объединены общей целью; для прихода к осмысленному единодушию от США, Германии и других потребуется лидерство, а не только разговоры”, – заключает издание.
“Североатлантическому альянсу надо доказать, что он всерьез намерен предотвратить новую крупную войну в Европе, которая больше не является немыслимой”, – призывает The Wall Street Journal.
“Если я захочу, то возьму Киев за две недели”, – заявил Владимир Путин Жозе Мануэлю Баррозу, если верить итальянской La Repubblica.
“Возможно, это бахвальство, однако скрытный захват Крыма показался бы чем-то немыслимым всего несколько месяцев назад, как и состоявшееся в прошлом месяце вторжение России на восток Украины”, – отмечает издание.
“Войны случаются тогда, когда агрессоры чуют нехватку решимости их остановить”, – пишет WSJ. К счастью, гражданское и военное руководство НАТО некоторое время назад очнулось. Однако неизвестно, насколько западные политические лидеры разделяют натовский настрой.
“Что касается явного лидера Свободного Мира, то Барак Обама вовсю преуменьшает глобальные угрозы, заявляя, как в этот понедельник, что “в мире всегда был беспорядок” и что новый хаос “замечен нами только сейчас из-за социальных медиа”, – сетуют журналисты издания, замечая: “Русские танки на Донецк посылают не социальные медиа”.
По оценке WSJ, единственный способ сдержать российскую военную агрессию – это демонстрация сопоставимой военной и политической решимости.
“Демократии подвержены искушению думать, что автократы ценят мир и стабильность так же, как мы. Европейцам сильнее других хочется верить, что их послевоенные институты и экономическая интеграция положили конец их жестокой истории. Однако автократы зачастую процветают благодаря беспорядку, а внешние враги им нужны для разжигания внутреннего национализма. Под это описание вполне подходит Россия при Путине – новом европейском Бонапарте. Его цель – сломить НАТО, и он добьется своего, если лидеры альянса не дадут решительного ответа на его угрозу”, – говорится в статье.
“С 1945 года Европа (за вычетом Балкан) наслаждалась самым долгим периодом без войны в своей истории. Он растянулся настолько, что мы свыклись с удобным представлением о невозможности классической войны на европейской земле”, – признает The Independent.
“Внезапно мы оказались в опасной ситуации, при которой западные демократии обескровили свои вооруженные силы и, по всей видимости, отказались от воли к борьбе, пока на востоке неистовствует хорошо вооруженное централизованное государство”, – описывает сложившееся положение издание.
“Саммит в Ньюпорте будет свободен от безумия, царившего шесть лет назад, когда лидеры НАТО, казалось, были уверены, что они могут бесконечно расширяться, не встречая сопротивления. Теперь кажется невероятным, что на саммите в Бухаресте бездумно рассуждали о приеме в альянс Украины и Грузии, не учитывая возможную реакцию в Москве”, – говорится в статье.
“С 2008 года Россия увеличила свой оборонный бюджет на 50%, в то время как члены НАТО сократили военные расходы в среднем на 10%”, – констатирует издание.
Глядя на то, как “русский медведь угрожающе выходит из берлоги”, даже политики левого толка призывают к увеличению бюджета НАТО, а многие хотят пойти еще дальше.
“Сообщается, что Польша и страны Балтии не прочь нарушить Основополагающий акт о взаимоотношениях НАТО и России, подписанный в 1997 году Борисом Ельциным, Биллом Клинтоном и другими лидерами, по которому альянс обязуется не размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе. Ранее в этом году Польша попросила разместить у себя 10-тысячный контингент НАТО. Просьбу отклонили, пообещав, что 4 тыс. военнослужащих будут находиться в постоянной боеготовности”, – сообщается в статье.
“Это один из бессмысленных компромиссов, предлагаемых политиками, которые не знают, что делать”, – пишет The Independent, подчеркивая, что “про Путина нельзя сказать, что он уважает международные соглашения”. “НАТО пора отнестись к этому кризису всерьез, дать Польше и Прибалтике защиту, о которой они просили, и продемонстрировать, что альянс готов не только говорить о западных демократических ценностях”.
Для абсурдно-пышного саммита НАТО выбран наихудший момент из возможных, утверждает обозреватель The Guardian Саймон Дженкинс, прогнозируя, что блок публично продемонстрирует свое бессилие.
Владимир Путин “лжет, запугивает, вторгается, отмахивается от санкций. Он знает, что НАТО не будет воевать. Следовательно, он может заполучить буферную зону “российских интересов” вдоль своих границ и вдобавок снискать славу у себя на родине”, говорится в статье. Автор замечает, что после “государственного переворота” в Киеве было бы разумным дать “внутреннюю автономию русскоязычной территории на Восточной Украине”.
Западные эксперты призывают НАТО “показать Путину, кто хозяин”, но говорят: “Мы не можем стремиться к войне”. По мнению Дженкинса, эта бравада только побуждает Путина осмелеть. Теперь он дал понять, что предпосылка для перемирия – переговоры об автономии. “Это непременно покажется его победой. Принять его инициативу или нет – дело Киева. А НАТО может и дальше попивать шампанское в Уэльсе”, – заключает автор.
“Во время своего замедленного вторжения на Восточную Украину президент Путин мастерски играл на региональных разногласиях в НАТО”, – замечает в блоге The Cable журнала Foreign Policy Джон Хадсон. Но на этой неделе НАТО “наконец-то” договорится об общей реакции – о создании сил быстрого реагирования, которые можно быстро развернуть в Восточной Европе. План с благословения США “пробила” группа стран во главе с Великобританией, Норвегией, Нидерландами, Данией и Канадой: 4 тыс. военнослужащих будут специально обучены передислоцироваться в “горячие точки” в любой стране НАТО за 48 часов. Силы будут пользоваться техникой и объектами логистики, предварительно размещенными в Восточной Европе.
Но, вопреки усилиям стран Балтии, войска не будут размещены в Восточной Европе перманентно. Западноевропейские члены НАТО опасаются нарушить Основополагающий акт НАТО-Россия от 1997 года, поясняет автор. “Мы и еще некоторые союзники не хотим опускаться до уровня России”, – сказал неназванный западный дипломат.
Быстрое развертывание российских войск в Крыму застало НАТО врасплох. После этого многие страны НАТО осознали необходимость иметь гибкие боевые силы, говорится в статье.
“Во вторник Россия заявила, что пересмотрит свою военную стратегию на фоне предположительных планов НАТО по созданию сил быстрого реагирования”, – пишет глава московского бюро The Washington Post Майкл Бирнбаум.
“Я не сомневаюсь, что вопрос о приближении военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам нашей страны, в том числе путем расширения блока, сохранит свое место в качестве одной из внешних военных опасностей для Российской Федерации”, – заявил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Михаил Попов в интервью РИА “Новости”.
Бирнбаум отмечает, что комментарии Попова совпали с тем, что помощники президента не опровергли, что Путин в разговоре с высшим представителем ЕС заявил: “Если бы я захотел, то смог бы взять Киев за две недели”.
По оценкам НАТО, по меньшей мере 1 тыс. российских военных в настоящее время участвует в боевых действиях на Украине, говорится в статье.