Обстоятельства складываются так, что в Украине на уровне государства достаточно «туго» с масштабными проектами, которые могут не вовлечь госбюджет в очередные расходы, а наоборот принести прибыль . С другой стороны в нынешнем положении прежде всего нельзя опускать руки. Так, например, инициатива Президента по проведению конверсии радиочастот и решению 3G дилеммы в нашей стране, может не только «выгореть», но и принести существенную пользу государству, населению и даже операторам мобильной связи.
Вопреки политике
Несмотря на то, что все официальные сроки проведения конкурса наша бюрократическая машина уже успела сорвать. НКРСИ кивает на Кабмин, те в свою очередь находят свои причины. Однако по большому счету в случае с 3G пока на самом деле ничего непоправимого не случилось. Достаточно переключить на время внимание президента как куратора Нацкомиссии и премьера как главы правительства на этот вопрос, и среднее бюрократическое звено заработает принципиально по-иному.
К тому же не стоит забывать что армия, к которой приковано основное внимание в нынешних условиях, в эпопее со связью третьего поколения только выигрывает. Минобороны уже определило объем финансирования необходимый для проведения конверсии на уровне 2 млрд. грн. К тому же должны были быть просчитаны варианты заказа современного оборудования для радиолокационных станций, работающих на других частотах, на отечественных предприятиях оборонного комплекса. Кроме того армия может, а в сложившейся ситуации даже должна, выработать такой график освобождения частот, чтобы конверсия не сказалась на обороноспособности страны.
Естественно в этом случае российский вариант единовременного распределения трех пакетов лицензий на 3G частоты между ведущими операторами по стартовой цене вообще не подлежит рассмотрению. Во-первых, Минобороны оказывается в цейтноте и вынуждено будет скоропалительно искать возможности провести конверсию. Во-вторых, и без того дефицитный бюджет лишается возможности провести полноценный тендер и посмотреть, сколько реально готовы заплатить российские и украинские собственники мобильных операторов за право первыми начать развитие сетей третьего поколения в Украине. В третьих, тот же российский опыт свидетельствует о том, что полученные одновременно лицензии действуют на участников рынка как успокоительное. Они начинают долго и нудно считать деньги. Причем не только свои, но и конкурентов. Строить планы и закрепляться в наиболее лакомых регионах и городах. Тогда как многие территории остаются неохваченными сетями передачи данных третьего поколения в течение нескольких лет.
Госзаказ
При проведении поэтапных тендеров на предоставление частотного ресурса в объеме 30 МГц государство со своей стороны может рассчитывать на ряд бонусов. Прежде всего, конкурсный подход к определению цены позволит получить на нужды Минобороны и бюджета в целом не 1,2 млрд. грн., как это было бы при продаже по оценочной стоимости 2006 года, а 3-4 млрд. грн. А по оценкам представителей Администрации президента даже 5 млрд. грн. Помимо этого в наличии будет уже отработанный механизм честного и прозрачного тендера. Плюс техперевооружение подразделений Минобороны. И наконец, стимул развития экономики от внедрения современных технологий передачи данных. Мировая практика проведения такой модернизации подтверждает, что увеличение на 10% инвестиций в широкополосную связь повышает среднегодовые темпы роста ВВП на 0,7%. По оценкам экспертов, тысяча пользователей широкополосного интернета создают 88 новых рабочих мест, а увеличение проникновения широкополосного интернета на 10% — способствует росту ВВП на 1%. Повышение же скорости широкополосного интернета вдвое увеличивает ВВП на 0,3%.
Конкурентные преимущества
Операторы тоже не станут чужими на этом празднике жизни. В настоящее время Украина является, наверное, единственной страной в Европе, которая до сих пор не запустила массовое развитие сетей передачи данных третьего поколения. Данная ситуация, с одной стороны, говорит о неповоротливости нашей бюрократической машины. Но с другой – создала серьезный отложенный спрос со стороны основных телекомоператоров, работающих в Украине.
Оказавшись вынужденно замкнутыми в диапазоне частот второго поколения они вынуждены бороться друг с другом за проценты и доли процентов. Тогда как по ту сторону конкурса на предоставление 3G лицензий лежит практически непаханая целина. Сейчас проникновение широкополосного доступа в интернет в Украине составляет около 35% и развивается в основном за счет проводного соединения. Между тем в Европе общий показатель проникновения сетей третьего поколения превышает 80%.
Тот, кто первым начнет полноценное развёртывание сетей 3G, получит неоспоримое преимущество перед конкурентами. Такие перспективы стоят того, чтобы за них побороться мобильным операторам. Государству же сейчас никак нельзя упускать шанс провести полноценный конкурс и пополнить дефицитный бюджет.