НАТО неоднократно осуждало действия Путина на Украине, но эти слова ни в малейшей мере не удержали российского президента, утверждает обозреватель Foreign Policy Дэвид Френсис. Но у НАТО есть и другие возможности, кроме высказываний, подчеркивает он.
«Доктрина Путина — мнение, что Россия вправе действовать для защиты русскоязычных людей, где бы они ни находились, — создает риск для таких членов НАТО, как Эстония, Латвия и Польша (так в оригинале. — Прим. ред.). Во всех этих странах есть граждане, говорящие по-русски, и Кремль дал понять, что пересечет их границы, если Москва сочтет, что это население в опасности», — говорится в статье.
Кёрт Волкер, который был постпредом США в НАТО в 2008-2009 годах, утверждает, что альянс сейчас «старается продемонстрировать достаточно силы, чтобы остеречь Россию от нападений на членов НАТО, раньше состоявших в восточном блоке, но не показаться открыто враждебным, дабы не спровоцировать Россию на территориальные амбиции. НАТО ни в коем случае не хочет второй холодной войны» (пересказ Фрэнсиса).
«Чем более высокий «потолок» для защиты союзников мы установим, тем хуже будет странам типа Молдавии, Грузии и Украины, — добавил Волкер. — Мы как бы говорим русским: если страна не состоит в НАТО, она законная добыча. Это опасный сигнал».
Правда, после начала украинского кризиса НАТО проводит демонстрации силы в бывших странах советского блока.
Но Волкер считает, что НАТО могло бы сделать больше, например, «воссоздать элитные мобильные силы». Такие силы «могли бы проводить учения в Восточной Европе в качестве мультинациональной силы», сказал он.
Возвращаясь к ситуации на Украине, автор замечает, что проблемы украинского бюджета дают Путину новые рычаги.
Президент Eurasia Group Иэн Бреммер говорит: чтобы удержать Россию от применения этих рычагов, важно продемонстрировать, что НАТО способно быстро реагировать на угрозу.
Экс-посол НАТО на Украине Джон Хёрбст рекомендует НАТО публично оспорить «Основополагающий акт НАТО-Россия» от 1997 года. «Это соглашение основано на идее, что угрозы с востока нет, — пояснил Хёрбст. — Поведение Путина на Украине это изменило».
По мнению автора, в действиях НАТО есть «неизвестный фактор» — а именно, Германия. По словам Йорга Вольфа, главного редактора Atlantic-community.org, Берлин сочтет, что дополнительные кары в отношении России — ненужная эскалация. Европейцы учитывают многовековой опыт войн в Европе и «сильнее, чем американцы, опасаются нечаянных последствий, порочных кругов и спиралей, ведущих к войне», пояснил Вольф.
Волкер говорит, что понимает эти колебания, но отмечает: «Мы заинтересованы в сохранении стабильности в Европе путем защиты ее границ, не только границ стран НАТО, но и территориальной целостности наших партнеров». Украина и Грузия имеют официальный статус партнеров НАТО, напомнил Волкер.
«Когда НАТО не дает отпора, Россия может переключиться на следующее [вмешательство]. Нужна четкая грань, чтобы русские знали, что не могут ее пересекать», — добавил Волкер.