Встреча в Минске с участием в которой согласились и руководители стран Таможенного союза, и представители ЕС, и президент Украины, демонстрирует прежде всего всеобщую усталость от украинского кризиса.
Этот кризис не нужен практически никому – ни самим украинцам, столкнувшимся с беспрецедентым давлением на свою страну, осуществляемым российским режимом, ни европейцам, стремящимся к восстановлению стабильности на востоке Европы и нормальному экономическому взаимодействию на континенте, ни фактическим заложникам Кремля – Лукашенко и Назарабаеву, рискующим стабильностью собственных режимов.
Но есть один человек, которому этот кризис нужен, и этот человек тоже будет в Минске. Этот человек – Владимир Путин. Собственно, ради него все и собираются. И искренне надеются, что таким вот необычным составом смогут урезонить разбушевавшегося российского правителя. Смогут показать ему, что ни Европа, ни союзники по ТС не хотят дальнейшей нестабильности. Что нужно договариваться, а не стрелять.
Путин не воспримет все эти увещевания всерьез не потому, что он не понимает всей опасности положения, а потому, что у него нет никакого другого выхода. Еще до украинских событий его режим подошел к своему политическому и экономическому завершению. Отсутствие желания и умения проводить реформы, назревшее раздражение в обществе, повальная коррумпированность и некомпетентность вороватой номенклатуры, олигархическое засилье, полная зависимость от нефтяных цен – вот что такое путинская Россия. Как сплотить население такой страны, заставить его поддерживать режим, обеспечить себе годы спокойного существования? Только агрессией, только войной, только кровью. Повязать кровью всех министров, депутатов, олигархов, а еще лучше – всех россиян – вот задача Путина.
Он поедет в Минск вовсе не договариваться. Он поедет в Минск показывать своим подданным, что остается повелителем Европы. Что все хотят разговаривать с ним, новым императором всероссийским – и европейцы, и Лукашенко с Назарбаевым, и даже Порошенко. Что все вынуждены выслушивать ту дешевую демагогию, которой он кормит слушателей. Что все зависят от российских энергоносителей и никуда не денутся. Российские телеканалы покажут своим зрителям Путина-победителя, объясняющего всем остальным, как устроена жизнь. А то, что никаких договоренностей так и не удастся достичь – это уже мелочи. И потом – российские зрители еще до саммита знают, почему нельзя договориться: американцы не позволят. Ведь приехали же американские марионетки из Киева и Брюсселя! И что может сделать смельчак Путин, даже если он вместе с Лукашенко и Назарбаевым? Только сказать “марионеткам” правду и отбыть в Москву.
Это единственное, зачем Путин согласился на эту встречу. Как и от всех остальных встреч с российскими представителями, договоренностей от нее ожидать не стоит. Позиция Кремля начнет постепенно изменяться в зависимости от нарастания экономических проблем в самой России. И то не потому, что будут приняты новые решения, а потому, что станет не до соседей.
И в этом смысле встреча в Минске будет иметь важное значение потому, что все, кто еще надеется на благоразумие Путина и его способность к принятию адекватных решений, должны убедиться в нереалистичности собственных представлений о происходящем. Увещеватели должны пройти свой путь до конца.