Всем, кого бросает в дрожь от одной лишь мысли о визите к дантисту и его ужасной бормашине, следует винить в своих страхах собственную мать, утверждают американские исследователи.
Страх перед стоматолагами может развиваться у младенцев еще до того, как у них вырастают первые зубы, говорят ученые. Они считают, что боязнь может передаваться между поколениями, основной маршрут – от матери к ребенку.
Авторы научной работы изучали так называемый “запах страха”. Изыскания показали, что новорожденные крысы узнают, чего боятся их матери, вдыхая запахи, выделяемые ими. Ученые полагают, что нечто подобное происходит и у людей – дети реагируют на изменения в голосе матери, лице, движениях или даже их запахе.
Детский психиатр Яцек Дебиец начал свое исследование с того, что заставил самок крыс бояться запаха мяты. Затем он повязал крыс и снова выпустил мятный запах, на этот раз в присутствии матерей и их новорожденных детенышей. Младенцы быстро переняли материнский страх, и даже когда подросли, продолжали сторониться запаха мяты, говорится в докладе, который был опубликован в журнале “Труды Национальной академии наук”.
Новорожденные детеныши были глухи, слепы и еле двигались, поэтому врач предположил, что они переняли страх, основываясь на специфический запах, который выделили их матери, когда испытали страх. Результат важен, потому что очень молодые крысы не в состоянии самостоятельно узнать об опасностях.
Доктор Дебиец из Университета Нью-Йорка сказал: “В первые дни жизни крысы не способны получать и усваивать информацию об экологических опасностях, но если их мать является источником информации об угрозах, они могут учиться у нее”.
Ученые считают, что дети перенимают некоторые из страхов у своих матерей, причем некоторые из них передаются в самом начале жизни. Примеры могут включать страх перед дантистом, страх насилия и крайнюю застенчивость. Отец также может передавать свои страхи, если он проводит с ребенком много времени.
Исследования на крысах могут привести к искоренению парализующих страхов, а также помочь защитить детей от воздействия депрессии матери или беспокойства о том, что произошло задолго до того, как они родились.