Смутное время рождает смутных людей. Последние политические события неожиданно вывели в публичную плоскость личность на первый взгляд весьма непритязательную – бывшего зампреда правления ПАО «Укргаздобыча» Алексея Тамразова.
До недавно известного автогонщика, ставшего активистом Автомайдана, а сегодня именующего себя экспертом нефтегазовой отрасли. Сегодня публикации и комментарии Тамразова преподносятся как «изобличающие» коррупционные схемы на вверенном ему ранее предприятии. Он настолько детально описывает придуманные «кем-то» схемы вывода денег из «Укргаздобычи», что становится понятно, откуда взялось состояние самого Тамразова.
Его теневая биография не имеет ничего общего с той легендой, что смотрит на нас с его личного сайта. О себе Тамразов Алексей Гарриевич пишет, что является председателем политической партии «Народная платформа», политиком, бизнесменом, общественным деятелем. Семь лет проучившимся в Киевском государственном институте театрального искусства им. Карпенко Карого и окончив его в 1999 году, получив диплом по специальности «Театроведение», квалификацию «театроведа», «организатора театрального дела». В следующем году, по окончании ВУЗа, с театроведом Алексеем Тамразовым происходит удивительная метаморфоза – свою трудовую деятельность он начинает нет, не в театре, а в компании «ТНК-Украина» на должности специалиста отдела оптовой реализации нефтепродуктов.
Поднаторев в сфере торговли нефтепродуктами, в 2003 году он создает ООО «Западная нефтегазовая компания» («ЗНГК») и становится ее коммерческим директором. Официальный сайт Тамразова пишет, что уже в 2013 году оборот «ЗНГК» составил 4 миллиарда гривен, а компания входит в ТОП-10 импортеров бензина и дизельного топлива в Украине. 2006 и 2007 годы отмечены его работой первым заместителем коммерческого директора компании «Укрнафта»,. После года с небольшим работы на миллиардера Алексей возвращается в «ЗНГК» на должность заместителя директора. А в 2010 году по март 2014 года руководит госпредприятием ОАО «Укргаздобыча» на должности первого заместителя председателя правления. Этот период Тамразов характеризует так: «был подписан договор о совместной деятельности со шведской компанией «Мисс Ентерпрайсес» и ООО «Карпатыгаз». За период совместной деятельности было инвестировано более 2 миллиардов гривен и добыто более 1 млрд кубометров природного газа. В 2011 году был подписан новый договор о совместной деятельности «Укргаздобыча» и корпорации Шелл.
В рамках этого соглашения была пробурена первая скважина, из которой был получен промышленный приток газа. В тот же период Алексей некоторое время пытается сделать карьеру в мире ралли (выступает за команду Ferrari Team Ukraine, которую основал младший сын беглого президента Украины Виктора Януковича), однако заканчивается эта карьера почему-то не победами Украины на трассах «Формулы-1», а приобретением салона автомобилей премиум-класса «Автопорт» и превращением неудачливого гонщика в серого автодилера. Среди марок, продаваемых в салоне, значатся Maserati, Porsche, Acura, Land Rover, Lexus, Mercedes, BMW. По странному стечению обстоятельств, основным клиентом автосалона стала семья Януковичй: большая часть автопарка семьи была приобретена именно у Тамразова.
Столь доверительные связи с «Семьей» у Тамразова на первый взгляд трудно объяснимы. Однако давайте посмотрим на его биографию вторым, более пристальным взглядом. Близкое знакомство с донецкой криминальной элитой сложились у Тамразова с самого детства – ведь в конце 80-х семья Тамразова уже входила в ассирийскую организованную преступную группу, которой руководил Джибу «Гарик» Малик-Заде (убит в Германии в декабре 1992 года). Оперативники называют эту ОПГ «Авдыша» (по фамилии одного из его лидеров Виктора Авдышева), в период своего расцвета она насчитывала около 1000 активных членов, и действовала в основном в Старокиевском, Печерском, Жовтневом, Московском, Радянском и Зализничном районах Киева. Одним из «пехотинцев» Авдышева и был будущий газовый эксперт Леша Тамразов по кличке «Тощий».
Периодом становления преступной группы «Авдыша» являются конец 80-х – начало 90-х, когда группа бывших спортсменов-борцов, объединившись по этническому признаку (курды и азербайджанцы), начали заниматься игрой в «наперстки» и устанавливать контроль над мелкими торговцами кавказских национальностей, торгующих на Бессарабском рынке. В 1992 году предприниматели Гарри Габович и Семен Юфа при поддержке криминального авторитета Авдышева открывают на Республиканском стадионе (сегодня реконструированный НСК «Олимпийский») потребительское общество «Меркурий» и вещевой рынок «Патент». Основными источниками доходов ОПГ становятся «страхование» бизнесменов, предпринимателей и «челноков», торгующих на стадионе, взимание «дани» с «валютчиков», а также контроль за коммерческими структурами, открывающимися в окружении стадиона.
Само понятие «страховка» имело несколько не привычное для всех понятие. С торговцев дань не брали, а «страховали» их товар, выписывая предпринимателям «квитанции», которые имели функцию «охранных грамот». Еще одним направлением ОПГ, на котором специализировались ее члены, был угон автотранспорта – именно здесь группировке пригодился молодой Леша Тощий с его отменными навыками экстремального вождения. Постепенно добытые противоправным путем средства членами ОПГ стали вкладываться в создание и развитие коммерческих фирм. Примкнувшие ранее к Авдышеву и Джибе профессиональные мошенники Шахбазов, Ли, Безкровный осуществляют ряд афер в кредитно-банковской сфере, путем невозвратов крупных кредитов, полученных на подставные фирмы. Данные средства идут «общак» ОПГ, частично легализуются через ПО «Меркурий» и вкладываются в легальный бизнес, в частности, запуск ликеро-водочного заводе в г. Краснодаре.
В это самое время руководители ОПГ начинают интересоваться и газом. После убийства Джибы Авдышев, единолично возглавив ОПГ, начиная с 1994 года переориентирует группировку на криминальное внедрение в государственные экономические программы. С этой целью, установив необходимые связи среди украинских депутатов и членов правительства, член группы Шахбазов активно принимает участие в заключении договоров ряда фирм об экспорте металла и топливных ресурсов из Украины за рубеж и, в частности, поставке туркменского газа в Украину. Вследствие внутренних конфликтов на почве собственности и денег, арестов активных участников ОПГ, группировка значительно ослабила свои криминальные позиции и экономическую базу. Источники в правоохранительных органах подтверждают, что семья Тамразова активно участвовала в нефтегазовом и автомобильном направлениях криминальной деятельности ОПГ «Авдыша». В итоге молодого Лешу Тощего устроили на работу в «профильную компанию», чтобы поднабрался опыта, а затем выделили ему из общака средства на собственно дело.
Cтановится понятным, почему наш герой так и не стал известным театроведом, а всплыл в столь быстрые сроки на ниве нефти и газа. Поднабравшись опыта в профильных компаниях, отметившись в «нефтяных» проектах как Юрия Бойко, так и Дмитрия Фирташа, в 2010 году Алексей Тамразов уже может считать себя специалистом по организации схем вывода денег из газовых компаний, и пришедшая к власти семья Януковичей лоббирует его назначение в «Укргаздобычу». С чего начинается печальный этап в истории этого госпредприятия. Тогда же гендиректором компании был назначен Юрий Борисов, до этого работавший главой нефтехимического холдинга Фирташа «Ostсhem». С этих пор про свою криминальную молодость Тощий уже не вспоминает – наступала криминальная зрелость, с другими делами и другими деньгами. Угонять автомобили уже не было надобности, зато появилась надобность в угоне миллиардов гривен из государственного предприятия. Уже в 2011-м при помощи Тамразова были ликвидированы газопромышленные управления «Харьковгаздобыча» и «Львовгаздобыча».
То есть добывающее предприятие избавлялось от добывающих подразделений. Кадровая революция длилась все 3 года. Когда главный инженер предприятия попытался воспрепятствовать выводу средств, его не просто уволили — дошло до того, что «молодые кадры» сократили и саму должность главного инженера! Как и должности главного геолога, зама по капитальному строительству и т.д. Трудовой коллектив компании написал паническое письмо в адрес президента Украины: «В то же время введены должности заместителей директора по безопасности, юридическим вопросам, социальным вопросам», — отмечается в послании. Но Семья продолжала «крышевать» Тамразова, допуская бесконтрольный поток денег в «нужные» карманы, а такие на такие «мелкие» вопросы попросту закрывала глаза. Результаты бездарного управления «Укргаздобычей» в этот период очевидны. По данным Минэнергоугольпрома, за девять месяцев 2013-го работы по бурению по сравнению с прошлым годом сократились на 11%, разведочное бурение — на 24, темпы строительства новых скважин — на 16%.
Добыча упала за последние пять лет на 13,5%. Чтобы скрыть провалы и коррупцию, Борисов и Тамразов добивались того, чтобы за работой компании наблюдало как можно меньше глаз. С первых дней прихода Борисова и Тамразова удостоверения «Нафтогаза» перестали действовать на проходной «Укргаздобычи», «мнущиеся» у турникета топы головной конторы стали обычным явлением. В самом конце 2012 г. дочерняя компания «Укргаздобыча» была реформирована в ПАО. Таким образом, произошел окончательный развод с НАК «Нафтогаз Украины». Более того, было сделано заявление о проекте приватизации «Укргаздобычи».
Последнюю точку в переводе «Укргаздобычи» в полную феодальную собственность Семьи Тамразов поставил, переведя все расчетные счета предприятия в ставший Алексею родным домом банк «Надра» Дмитрия Фирташа. Там же госкомпания в последние годы нередко кредитовалась. Из юного «пехотинца» Леша Тамразов быстро превращался в «авторитетного» бизнесмена и менеджера. Но самое интересное было ещё впереди: ведь в тот же период Алексей попал под пристальное внимание правоохранительных органов, и информации о нем стало значительно больше. Увлекательный рассказ об этом читайте во второй части расследования.
На протяжении 2011-2013 годов дружба Алексея Тамразова с Семьей и близким к ней олигархом Дмитрием Фирташем упрочилась. Тамразов, будучи председателем тендерного комитета «Укргаздобычи», при невмешательстве своего руководителя Юрия Борисова неоднократно организовывал торги, во время которых его коммерческому предприятию «Западная нефтегазовая компания» выпадали жирные куски государственного денежного пирога. В схему были включены все члены комитета, соответственно получающие солидное вознаграждение за «правильные» голосования, но основной доход компании направлялся в общак Семьи. Так, «ЗНГК» за три года, согласно реестру закупок, поставила «Укргаздобыче» товаров на общую сумму более 231 млн гривен. Цены на товары завышались в разы, разница уходила из компании навсегда. Воодушевленные успехами, Борисов с Тамразовым в 2011 г. вознамерились купить «за недорого» розничную сеть заправок «Калина».
В мае 2011 года филиал управления по переработке газа и газового конденсата ДК «Укргаздобыча» принял решение о приобретении сети АЗС по неконкурентной процедуре закупки «у одного участника» у нескольких родственных компаний, в том числе ООО «Калина-Закарпатье» и ООО «Атиква». НАК «Нафтогаз Украины» во главе с Евгением Бакулиным закрыл глаза на историю с покупкой АЗС, где присутствовала откровенная коррупционная составляющая, и дал свое согласие. Но Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) отказало ДК «Укргаздобыча» в приобретении сети 72 АЗС за 1,3 млрд гривен. Соответствующее решение было принято 20 июля 2011 года. Отказ МЭРТ санкционировать сделку основывался на экспертных оценках о злоупотреблениях при закупке активов за госсредства – выяснилось, что цена, по которой планировалась продажа, была завышена примерно в 2 раза.
В результате сделки «Укргаздобыча» могла лишиться около 650 млн гривен. Такие потери в результате сомнительной сделки более чем значимы для компании, которая заявляла о постоянном дефиците оборотных средств и жаловалась на завышенные налоговые обязательства перед государственным бюджетом. Ведь при «молодой команде» «Укргаздобыча» постоянно привлекала кредиты. Показательно дерзкую аферу фирмам Тамаразова удалось провернуть с государственным «Родовид банком». Схема «кидка» состояла в том, чтобы взять кредит в 171 млн грн и присвоить его, а земельные участки, выступавшие в качестве залога, «отбелить» через решения «дружественных» судей и в дальнейшем продать. В результате госбанк и по сей день безнадежно пытается выбить деньги с фирмы, у которой ничего уже нет. История, которую рассказывает один из бывших помощников Тамразова, развивалась следующим образом. В 2008 г. ООО «Золотой Мандарин» (ну оцените название!) взяло в банке 204 млн. грн. кредита, которые должна вернуть не позднее июня 2009 года. Свои обязательства по договору она не выполнила. И банк в декабре 2010 года обратился в суд с требованием взыскать долг с этой фирмы и ее поручителей – ООО «Калина-Закарпатье» и ООО «Атиква» в сумме 205,13 млн грн. задолженности (включая пени и проценты).
Примечательно, что именно Алексей Тамразов ранее входил в состав собственников ООО «Калина-Закарпатье» и ООО «Атиква». В марте 2011 года хозсуд Киева взыскал долг солидарно со всех трех фирм: с фирмы-должника – за счет любого имущества, с поручителей – залог, который должен быть продан на публичных торгах. В ходе рассмотрения этого заявления выяснилась неожиданная деталь: в 2011 году фирмы-поручители добились в других судах разблокирования ипотечного залога. Суды первой инстанции им отказали, а вот Львовский апелляционный хозсуд и Киевский апелляционный хозсуд признали договоры ипотеки недействительными. Госбанк, почуяв неладное, в марте 2012 года добился того, что оба постановления апелляционных судов были отменены Высшим хозяйственным судом Украины. Однако было уже поздно. Пока ипотека была разблокирована, «Калина-Закарпатье» 1 февраля 2012 года без согласия и ведома банка продало участки малому частному предприятию «Ольвия». Получается, что пока государственный банк судился с должниками, Тамразов и Ко с помощью судей просто «увели» заложенное имущество.
Тамразов на этом сделал миллионы – для Семьи, для общака, но и для себя, конечно. Сегодня, после революции и изгнания с насиженной должности, любовь к государственным деньгам проявилась у Тамразова с еще большей силой. В связи со сменой в марте текущего года руководства «Укргаздобычи» Алексей пытается через своего знакомого, нынешнего зампредправления госпредприятия Вадима Шленчака (в минувшем собственника того самого ООО «Калина Закарпатье») войти в «схему» по приобретению для своей компании ООО «УТН-Груп» сжиженного газа по низким ценам. Кроме того, бывший и нынешний заместители председателя правления «Укргаздобыча» уже договорились о поставках на предприятие селитры и масла. Схема ведь давно налажена и понятна. Как же удается бывшему чиновнику после череды коррупционных скандалов пока еще избегать законного наказания? Понимая, как кардинально меняется политический ландшафт страны во время и после Майданных событий – побег Януковича, арест Фирташа, новые руководители силового блока — Алексей Тамразов, памятуя опыт своего бывшего пахана Виктора Авдышева, предпринимает активные попытки легализоваться в образовавшихся политико-экономических условиях.
Для этого он, прикрываясь статусом звезды автоспорта, подается в члены Автомайдана. Не афишируя при этом своей непосредственной причастности к «автолюбителю» Виктору Януковичу–младшему, ему на время удается стать одним из главных ньюсмейкеров событий в Крыму. Но поскольку наш герой осознает, что Евромайдан рано или поздно должен разойтись, то и прикрытие «идейного» борца с режимом Януковича будет нивелировано. Также велика вероятность открытия уголовных дел по его «успешной» деятельности в «Укргаздобыче».
Окружение убеждает Тамразова в том, что наличие партии, выведение ее в публичную плоскость, позволит прикрыться статусом политического лидера. Ведь в стране, которая стремится стать демократической, притеснение политиков, которые отстаивали благородный порыв украинского народа избавится от Виктора Януковича, никак не приемлемо. Вот и партия есть с соответствующим названием «Народная платформа». После Майдана Алексей Тамразов развил буйную активность, раздавал много интервью, проплачивал их разгон в прессе. Диванная политическая партия «Народная платформа» заявила даже о намерении идти на выборы в Киевсовет и мера Киева.
Однако идея эта закончилась бесславно. Партия снялась с выборов 28 апреля. «Мы считаем, что в условиях непрекращающихся военных диверсий на востоке страны и коллапса национальной экономики затраты на политическую рекламу и самопиар – сродни саботажу в условиях военного времени», – заявил тогда глава партии Алексей Тамразов. Как связаны боевые действия на востоке и выборы в Киевсовет — непонятно. Быть может экс-руководитель «Укргаздобычи» осознал, что накопленные в свое время средства лучше потратить на адвокатов. Которые ему вскоре пригодятся – по нашим данным, правоохранительные органы всерьёз взялись за анализ схем вывода средства из «Укргаздобычи», и кольцо вокруг Алексея Тамразова продолжает сжиматься.
Cергей Аверин, для «ОРД»