Президент Виктор Янукович мечется между Викторией Нуланд и Владимиром Путиным, не понимая до конца, кто на самом деле даст ему денег и чем это для него закончится. Но ясно одно, и это, кстати, понятно и любому украинскому гражданину, и самому Януковичу: без этих денег украинской экономике просто не выжить.
Можно много говорить о причинах этого экономического краха. Отсутствие серьезных преобразований в стране, фактическое уничтожение мелкого и среднего бизнеса, выкачивание денег в офшоры при полном отсутствии инвестиций, тотальная коррумпированность чиновничества и криминальный оттенок власти в последние несколько лет — это далеко не все обстоятельства, приведшие к агонии украинской экономики. Есть еще и объективная «усталость ресурса», доставшегося нам в наследство от Советского Союза. Украинская экономика на этом ресурсе и на дешевых российских энергоносителях паразитировала, а сейчас нет ни того, ни другого.
Но дело, в конце концов, не в причинах, а в следствиях. Украинской экономики как таковой больше нет. И денег в казне нет тоже. Количество областей-доноров сократилось до минимума, да и этот минимум под угрозой. Именно потому Украине придется брать кредиты. Но у кого?
Еще недавно казалось, что Украина может выбирать между Западом, Россией и даже Китаем. Но сейчас уже ясно, что на самом деле никакого реального выбора у нашей страны нет. И для того чтобы это понять, Виктору Януковичу стоило договориться с Владимиром Путиным.
Эта кабальная договоренность не только разбудила украинское общество, став одним из факторов, приведших к массовым протестам против волюнтаризма Банковой. Она еще и показала бессмысленность российских денег. Три миллиарда растаяли как дым — даже за российский газ грантополучатели умудрились не заплатить. И я не сомневаюсь, что если Путин даст Януковичу еще денег — и эти растают. А потом российские деньги кончатся.
Механизм этого таяния ресурсов прост: идет переброска денег из одной коррумпированной системы в другую. Это и есть самая настоящая «распилиада», причем обе стороны не заинтересованы в прозрачности, даже если говорят об обратном. И не могут этой прозрачности обеспечить, даже если и хотят. Это как история с соратником Остапа Бендера, незабвенным Шурой Балагановым, который, получив от Великого комбинатора огромную сумму денег, немедленно спер кошелек в трамвае. Россией и Украиной сейчас управляют такие вот Шуры Балагановы — на наше счастье, между прочим, потому что если бы не этот кошелечный инстинкт, мы никогда бы от них не избавились.
Таким образом, нашей стране все равно придется занимать на Западе — Пекин если вдруг и даст денег, то только на проекты, связанные с его собственными экономическими интересами, а это Украину не вытянет. Но кредиты на Западе — это экономические реформы, отказ от монополизации власти, договоренности с оппозицией и обществом, а также прозрачность, прозрачность, прозрачность!
Представляю себе, как Виктору Януковичу всего этого не хочется — смертельно. Но никакого другого варианта ни у него, ни у любого другого украинского руководителя просто нет. Это печальная правда, с которой нужно смириться. В конце концов, экономику Украины до ручки довел отнюдь не Майдан, а Виктор Федорович со товарищи. И именно они сделали так, что сегодня у нас возможна только одна экономика — экономика протектората.