Особую роль диверсионные отряды Москвы сыграли после немецко-фашистской оккупации. Они несколько лет активно действовали в Западной Украине под видом отрядов УПА.
“Диверсионные отряды Москвы имели очень хорошую военную подготовку. Свое мастерство они шлифовали в Украине, так исторически получается. Это началось еще после революции, – рассказывает 78-летний кадровый офицер Андрей Тешенко. – Нас была группа 65 человек. Делили ее на четыре части. Каждая выполняла свою задачу. Мы числились за академией имени Фрунзе, но дислоцировались по разным местам. Это делали специально, чтобы нельзя было вычислить. Секретность была чрезвычайная”.
Отбор проходил в несколько этапов. Были даже специально организованные провокации, чтобы выявить волевые качества и психологические особенности будущего диверсанта.
Диверсионную работу на поток поставили большевики в сложные для себя годы после октябрьского переворота. Продотряды, руководимые большевиками, начиная с 1920- х годов начали выгребать у крестьян зерно. Как сопротивление им, в Украине возникали партизанские отряды, сражавшиеся против большевистских оккупантов.
Продовольственный налог взимали с помощью вооруженной военной силы. По состоянию на октябрь 1921-го на Полтавщине сформировали 11 продовольственных отрядов, по одному на каждый уезд. Их приблизительная численность – 4500 бойцов и 200 командиров. Им активно помогали отряды ЧК и регулярных войск. Командовали отрядами преимущественно большевики, которых присылали из Москвы и Петербурга.
В июне 1920 года на Полтавщине произошло 76 крестьянских восстаний, в июле – 99, а уже в августе – 92 крестьянские восстания, которые сопровождались разгромом комбедов, вооруженным сопротивлением распоряжением волревкомов или комбедов, убийствами представителей ЧК и активистов, а также вооруженных членов так называемых продотрядов, которые крестьяне принимали за мародеров и грабителей. Эти бригады состояли преимущественно из бывших криминальных элементов, пьяниц, убийц.
Чтобы бороться с партизанами, сотрудники ЧК организовывали специальные псевдозагоны, которые под видом повстанцев грабили села, убивали мирное население, в том числе детей.
Особую роль диверсионные отряды Москвы сыграли после немецко-фашистской оккупации. Они несколько лет активно действовали в Западной Украине под видом отрядов УПА. Для псевдоповстанцев организовывали в лесах также систему землянок, поставляли одежду и оружие, которым пользовались бойцы УПА. Под видом “бандеровцев” такие псевдопартизаны уничтожали и взрослое население, и детей, женщин и девушек насиловали. Убивали даже представителей руководящих органов райкомов компартии, учителей и врачей. Делали все, чтобы посеять среди населения страх и дезориентировать. А после проведения подобных акций их широко освещали в средствах информации, о злодеяниях так называемых “бандеровцев” рассказывали с помощью листовок и через избы-читальни.
“Наша группа в 1960-1970 годы действовала и в Африке, и в Южной Корее, то есть в так называемых недружественных странах. Каждый владел несколькими языками. Перебрасывали к местам диверсий преимущественно самолетами. Иногда организовывали так называемые коридоры. На чужой земле мы были никем. Это была страшная и опасная работа. Никто бы нас не спасал и даже не упомянул в случае смерти. Но на эту работу шли сознательно. Правда, долго никто не выдерживал. Через 3 -5 лет, если везло остаться живыми, писали рапорты об увольнении в запас или перевод на другую службу”, – объясняет бывший диверсант Андрей Тешенко.