Народ, чтобы вы не думали, что моя уверенность в скорейшем подписании Ассоциации – это результат патологической твердолобости и неизлечимого кретинского оптимизма, поставлю на карту свою репутацию как бы “аналитика” и подтвержу, что для меня сегодня практически ничего не изменилось: я уверен, что подписание состоится. И это совершенно не имеет отношения к оптимизму и пионерской вере в лучшее будущее.
Безусловно, краеугольным камнем этой уверенности является понимание факта, что Януковичу просто некуда деваться экономически. Если вы никогда не руководили фирмой или предприятием, находящимися на грани банкротства, когда денег не хватает вообще ни на что – ни на оплату за аренду, коммунальные, ни на обслуживание кредитов, зарплаты и расчеты с поставщиками и т.д., а в долг уже никто не дает, то вы не поймете, что сейчас чувствует Азаров, ежемесячно идущий на серьезнейший криминал – нарушение Закона о бюджете, который не исполняется просто хронически.
Заимствования, которые правительство берет на рынке государственных ценных бумаг, стоят очень дорого – гораздо дороже кредитов МВФ. Но рейтинг, который получит правительство в случае неподписания договора об ассоциации, не позволит ей получать и этого, ибо бумаги станут тупо неликвидными.
Многие считают, что Европе есть альтернатива – Путин. Но тот не даст сегодня таких денег – речь о десятках миллиардов. Да и на серьезное снижение цены на газ не пойдет, учитывая, насколько ухудшились экономические показатели Газпрома.
Впрочем, есть здесь и другое обстоятельство: личные отношения двух руководителей настолько плохи, а взаимное доверие настолько низко, что они по определению не смогут договориться в короткий срок. Иными словами, Янукович остается без бабок от МВФ и в полной зависимости от Кремля – на что он никогда не пойдет, имея горчайший опыт неисполненных устных путинских обещаний после Харькова.
А теперь я попробую объяснить, почему те самые новости, которые вызвали у большинства повальную панику, практически ничего не изменили в моей позиции. Во-первых, кто не понял до сих пор, что Янукович будет торговаться до последнего, просто не задумывался об особенностях менталитета этого персонажа. Как вы понимаете, сочетание “репутационные потери” в его случае просто лишено смысла, а чувство собственного достоинства он понимает совсем по-другому, чем его партнеры по переговорам.
И не между ЕС и ТС он колеблется. Ему хочется в Европу не меньше, чем нам с вами. Но он хочет пойти туда не выпуская из тюрьмы Тимошенко и выговорив себе чем побольше экономических и политических преференций. И чтобы получить это, они с Азаровым показывают, на какие якобы страшные убытки они идут ради Европы, раздувая какие-то больные и ни на чем не основанные цифры будущих потерь. Они выдумывают причину за причиной не позволяющие им (якобы) выстраивать правосудие под одного человека и т.д.
Причина этого в том, что в ходе переговоров Янукович с удивлением обнаружил, что не только ему нужна Европа, но и он ей. Разочарование Запада в Путине и ухудшение позиций российского диктатора в цивилизованном мире сделали Украину вновь важным геополитическим игроком. Более того, сегодня на карту подписания-неподписания договора в немалой степени поставлены репутации ведущих европейских руководителей. И Янукович решил, что в этих условиях он способен заставить европейцев плясать под свою дудку. Именно очередным испытанием на вшивость европейских партнеров была позорная работа парламентской комиссии над законом о выезде на лечение, провал голосования сегодня и особенно – заявление правительства о геополитической переориентации страны.
Ну задумайтесь сами. Почему, по-вашему, глобальнейшее заявление об изменении политического курса страны делает не президент, а его “крепкий хозяйственник”, которого до решения вопросов политики и геополитики никто никогда не допускал? Какое вообще отношение имеет к Вильнюсу правительство, когда положительное или отрицательное заключение о готовности Украины к подписанию будет делаться спецпредставителями ЕС на основании того, примет или не примет Парламент страны недостающие законы? Парламент, а не правительство, чья роль здесь чисто техническая. И что за странная манера в авральном порядке возвестить на сайте правительства о провале евроинтеграции и начале консультаций с Москвой – как будто уже не проводили с ней сотни встреч на всех уровнях без особого результата?
Неужели не ясно, что это просто Янукович, перепутавший Европу с турецким базаром, заслал к “торговцу”, не спускающему более цену, свою шестерку – дабы тот объявил: все, мы не договорились – и уходим! И тот идет к двери в надежде, что его остановят и примут его цену. Цена, как понимаете – Тимошенко.
И от заявлений Квасневского и Кокса не следует падать в обморок. На самом деле, сказали они ровно то, что должны были: в вопросе Тимошенко Европа не уступит. Если до следующей недели недостающие законы приняты не будут, оценка и рекомендации комиссии будут отрицательными. Вот и все.
А теперь задумайтесь еще раз: если я не прав, зачем полностью управляемая президентом фракция ПР завтра идет в сессионный зал, чтобы снова голосовать по проекту о лечении за рубежом? Зачем туда же по поездки в Качановскую колонию едет Квасневский? Ответ, как по мне, очевиден.
И последнее. Насколько я уверен, что события будут развиваться именно так, а не иначе? Процентов на 95. Есть одна неприятная мысль, которая меня донимает несколько дней: уж больно таинственным был последний визит в Москву Януковича. Между тем, усатому предшественнику товарища Путлера когда-то замечательно удалось одурачить Англию с Францией. В 39 году, пока их представители сидели в Москве, обсуждая бессмысленные советские предложения о “системе коллективной безопасности в Европе”, другие специалисты тов.Сталина готовили к подписанию с Гитлером весьма конструктивные документы – от экономики и политики до военной сферы и передела мира. И не успели еще остыть кресла в Кремле от задниц англо-французских военных и дипломатов, которые уехали домой за новыми полномочиями, как в них уселись бравые нацистские жопы. И за неделю два диктатора подписали невиданное количество разнообразных важнейших документов. Братья по крови легко нашли общий язык.
Вот такого сценария я, конечно, боюсь. Но считаю его крайне маловероятным. И потому, что масштаб личностей злодеев не тот, и – см. начало моих заметок.
Постскриптум. Все решится завтра. Максимум – послезавтра (менее вероятно). Хотите – ругайте меня, я и отвечать не буду.
Автор: Карл Волох