После ужесточения налоговой дисциплины и конфискационных реформ украинцы поймут, что работать по-честному нужно с другой властью.
Об этом пишет в ЛІГАБізнесІнформ журналист Сергей Высоцкий.
На днях в информационном пространстве промелькнула интересная новость: Виктор Янукович подписал закон, позволяющий государству рассчитываться с долгами перед предприятиями ТЭК казначейскими векселями. Возможно, на фоне евроинтеграционных скачек кто-то пропустил это известие. И зря, ведь для жизни каждого украинца оно гораздо важнее, чем состояние очередного проваленного законопроекта по Юлии Тимошенко. Когда государство начинает рассчитываться по долгам чем-либо кроме денег – это четкий сигнал: средств в казне осталось мало. Можно долго рассуждать о том, что вексельная схема зародилась в недрах правительства не только от дефицита платежного баланса, но и коррупции ради. Скажем, для того, чтобы одна динамично развивающаяся банковская группа могла эти векселя обналичивать под хороший процент.
Скорее всего, мы видим синергию мотивов: проблема дефицита денег в казне совмещается с естественным желанием эти последние деньги переложить в конкретные карманы. Как бы там ни было, сигналы с улицы Грушевского поступают нездоровые. Никто из Кабмина уже не пытается отрицать наличие кризиса платежей. В повседневную жизнь возвращаются задержки зарплат, а местные чиновники даже в таких оплотах бело-голубой стабильности как Донецк уже открыто критикуют Кабмин за невыплаты.
Кто-то может полагать, что какие-то там векселя, с помощью которых Азаров будет закрывать долги перед Ахметовым, его не касаются. И будут отчасти правы. Но стартовавший процесс – только начало. Как лавина, зарождающаяся у вершины горы из нескольких снежинок, у ее подножия текущий кризис может превратиться в сметающий все на своем пути поток снега и грязи. Условно говоря, когда векселями начнут выплачивать зарплату, пить Боржоми будет поздно.
Вполне понятно, что Кабмин постарается не допустить подобного развертывания событий. А поскольку действующее правительство управляется своеобразными молодыми людьми, растущими из непуганого времени конца 90-х – когда естественный отбор в среде начинающих бизнесменов был не таким качественным, как в 1993-94, – меры по предотвращению коллапса будут предприниматься решительные, смелые и квадратно-гнездовые. Вообще-то мы уже живем в начале новых времен. Уже введены предельные ограничения на наличные расчеты и обязательная продажа валютной выручки субъектами ВЭД. По простым смертным это вроде бы не бьет. А вот регулярные штурмы офисов предпринимателей на предмет порыться у них в сейфе успели почувствовать на себе многие. Уже сейчас идет активная обработка общественного мнения по поводу принудительного перевода в гривню валютных депозитов и всеобщего декларирования доходов. Если ситуация будет ухудшаться и дальше, то можно представить себе и такие креативные сценарии как, например, возрождение идеи о 15%-ном налоге с продажи валюты.
Может показаться, что инициативы молодой донецкой команды хаотичны и резки. К сожалению, это не так, поскольку под все намерения подведена вполне прагматичная идеологическая база
Особенностью системы, выстроенной Кучмой, была относительная свобода для частной инициативы. В 90-х государство потеряло возможность выполнять свои социальные обязательства. В этих условиях двери теневой экономики были открыты для того, чтобы каждый смог реализовать план индивидуального спасения. Государство это прекрасно понимало, не вмешиваясь во многие теневые процессы. Именно при Кучме старый советский лозунг “Вы делаете вид, что нам платите, а мы делам вид, что работаем” превратился в лозунг “Вы делаете вид, что исполняете свои государственные функции, а мы делаем вид, что платим налоги”. С 2000-х бюджет Украины формировался в ручном режиме. И являлся, по сути, консенсусом между властью и бизнесом в вопросе, сколько прибыли нужно показать. Договаривающиеся стороны садились за круглый стол и расписывали свои бюджетные обязательства, получая взамен собственность, преференциии и просто возможность нормально работать. Иногда власть давила на бизнес – по политическим мотивам или при дисбалансах. Однако система в общих чертах продержалась до нынешнего времени, что позволило накопить населению по разным оценкам от 200 до 500 миллиардов гривень теневых сбережений.
Эта данность и породила финансовую идеологию нынешних младореформаторов. Три года успешного хозяйствования привели к тому, что теневые накопления остались чуть ли не единственным не задействованным ресурсом в стране. Соответственно, возникла идея подвергнуть ревизии неформальный общественный договр времен Кучмы – иными словами, раскулачить людей, сумевших поднакопить денег в прошлые годы.
Эта концепция, скорее всего, и будет реализовываться в следующем году. Теневая экономика будет загоняться в рамки, в которых ее плоды станут доступны лишь избранным. Остальным стоит готовиться показывать всю выручку. Природа идеи всеобщего декларирования доходов аналогична – это расчет на то, что напуганная душевным оскалом государства публика будет показывать в декларациях хотя бы часть своих теневых заработков.
Однако, интереснее тут другое. Похоже, в Кабмине не понимают, что вводя полную налоговую ответственность и сокращая теневую экономику для простых смертных, государство не только лишает народ финансового буфера на случай экономических невзгод, но и собственноручно взращивает социальный класс, который будет органично заинтересован в свержении такой власти. Класс налогоплательщиков.
Даже при одностороннем разрыве договора последствия будут ощущаться для обеих сторон. Если государство начнет взимать налоги в полном объеме, самые активные члены общества начнут резонно задумываться над вопросом: на кой черт им в одностороннем порядке содержать такую власть со всеми ее кортежами и резиденциями без каких-либо финансовых выгод для себя. Если сейчас официальные налоги и неофициальные взятки являются некой индульгенцией на право поучаствовать в укрывательстве доходов, то после ужесточения налоговой дисциплины и ряда конфискационных реформ новый украинский налогоплательщик придет к выводу, что показывать реальную прибыль, не отмывать кэш и платить белую зарплату работникам можно только в государстве с другой властью. По крайней мере, там, где с тебя помимо налогов не будут требовать еще и мзду. Если цель власти – погубить саму себя, тогда вперед!