Приближение Украины к Евросоюзу — лишь формальность, а не осознанная необходимость как для власти, так и для большинства украинцев.
Интернет бурлит. Подпишет Евросоюз договор об ассоциации с Украиной в Вильнюсе или нет. Пока шансы можно оценить как 50 на 50.
Допустим, лидеры стран ЕС будут впечатлены скоростью, с которой власти с оппозицией штампуют необходимые для «зачёта» законы. И даже сделают вид, что верят в решимость Киева выполнять и далее европейские «уроки». Что в таком случае будет, условно говоря, 1 декабря, когда президенты и премьеры разъедутся из литовской столицы?
Виктор Янукович может почувствовать себя триумфатором. Это понятно, как и то, что вряд ли в ценностях человека, исполняющего обязанности главы государства, за время еврокампании что-то изменилось.
Власть, расходующая миллионы на продвижение «национальных проектов», ни один из которых не работает, не потратила и копейки на то, чтобы заинтересовать украинцев Европой
Мелочный торг с Европой — заберите Тимошенко к себе — лишь один из симптомов. Да, ему как человеку важно сохранить лицо, но как политик он проиграет в глазах всех лидеров Старого Света, боясь подписать указ о помиловании без просьбы самой Тимошенко.
На этом Януковича подловил экс-министр и экс-политзаключённый Юрий Луценко во время ялтинского саммита YES. Мол, Путина не боитесь — так будьте последовательны, не бойтесь и Тимошенко на свободе.
Желание быть «вечным» президентом в стране, где оппозиция обезглавлена, а милиция разгоняет митинги, не демонстрирует демократического выбора. Мы видим не настоящего человека, пытающегося использовать европейскую конъюнктуру для продолжения себя во власти (ничего плохого в этом как раз и нет), а его голограмму. Реальный же президент продолжает жить жизнью межигорского отшельника, в то время как его именем «кошмарят», как выразился Дмитрий Медведев, бизнесы по всей стране.
Ничего подобного не было ни в Польше, ни в Эстонии, ни в какой-либо другой стране, решившей, как и Украина, связать себя евроузами. По идее, Янукович должен быть первым, кто почувствует изменение правил игры. Быть лидером страны, стремящейся в Евросоюз, — это не похоже на роль вседержителя, такую популярную среди руководителей альтернативного Таможенного союза.
Трудно судить, почему лидер Партии регионов сделал всё-таки выбор в пользу ЕС. Ведь его избиратели, граждане Украины, не на словах, а на деле презирают европейские практики. Декларировать и быть — разные категории, и тут украинцы преуспели.
Дикие дискуссии вокруг двух слов в законопроекте о противодействии дискриминации в сфере трудовых отношений говорят о нас как европейцах мало приятного. Нельзя уволить человека по причине несоответствия его пола, возраста, расы, этнического происхождения, принадлежности к церкви. Прекрасно. Но попытка внести в закон дополнение и о невозможности нарушения прав работника не с той «сексуальной ориентацией» неизменно становится приветом из Средневековья.
Группа в Facebook, лоббирующая принятие поправок в законопроекты из так называемого «европейского пакета», в том числе и этой, разослала парламентариям письма с просьбой рассказать, поддерживают ли они данную норму, давно принятую странами Евросоюза и не являющуюся предметом для ожесточённых споров.
И что же? Большинство народных депутатов проигнорировали запрос. А те немногие, кто ответил, все как один против. Причём принадлежность к разным фракциям не мешает быть единодушными — мол, мы против нормы, запрещающей увольнять за нетрадиционную ориентацию, потому что против. Хотя речь идёт не о вкусовщине, не об отношении к гомосексуалам, а о предупреждении возможного нарушения прав сотен тысяч украинцев.
Кстати, о том, что приближение к ЕС — рутинная формальность, а не осознанная необходимость, говорит и поведение «элит». Ни на одном из телеканалов не появились спецпроекты, рассказывающие украинцам о том, что же такое Европа.
Стране нужен спокойный честный разговор о том, как живёт Европа, что объединяет такие разные государства и народы от Братиславы до Лиссабона.
Увы, этого нет. Власть, расходующая миллионы на продвижение «национальных проектов», ни один из которых не работает, не потратила и копейки на то, чтобы заинтересовать украинцев Европой, сделать народ деятельным участником процесса «возвращения домой».
Да, что-то делает третий сектор. Но этого мало. И, откровенно говоря, не цепляет. Не бывал бы во многих странах Европы, может, и сам бы сомневался.
Вспомним советский анекдот о Рабиновиче, который решил как-то уйти на Запад, скупил всевозможные «бранзулетки», чтобы безбедно пожить за границей, но был остановлен первым же патрулём. Там-то и прозвучала бессмертная фраза: «Ша, уже никто никуда не идёт». Это про нас. Даже получив заветную подпись на соглашении, мы рискуем не сдвинуться с места.