"Мало кто осознает слабые места России так, как ее лидер, Владимир Путин. Он пытается управлять страной, которая охватывает примерно половину широт земного шара, но население которой меньше, чем в Бангладеш", - рассуждает главный геополитический аналитик американской разведывательно-аналитической компании Stratfor Роберт Д. Каплан в статье для Forbes.
Все арктические моря на севере России покрыты льдом в течение многих месяцев в году, так что, за исключением Дальнего Востока, Россия в основном окружена со всех сторон сушей. Такие страны менее защищены, чем островные государства и континенты, как США и Великобритания, полагает автор публикации.
“Но Россия находится в особенно незащищенном положении”, – утверждает он.
Путин знает, что не только французы и немцы вторгались на территорию страны с запада в прошлые века. Таким образом, российский президент должен обеспечить буферную зону в Восточной Европе, пишет аналитик.
Огромные запасы природного газа дают Путину экономические и, таким образом, политические рычаги управления в бывших странах Варшавского договора. Но он испытывает беспокойство, считает Каплан и подкрепляет свою мысль такими угрожающими российской газовой монополии фактами, как подготовка стран Прибалтики к импорту сжиженного газа из других стран мира, и газовый потенциал Польши и Украины.
“По мнению Путина, он в значительной мере восстановил порядок, без которого, в первую очередь, невозможен никакой прогресс. И, какими бы ни были его многочисленные огрехи, он остро чувствует, что не держит ситуацию под полным контролем”, – говорится в статье.
“Что американцы хотят от меня! Почему они вмешиваются в мои внутренние дела, поддерживая эти правозащитные организации? И… неужели американцы не понимают, что свержение Башара Асада в Сирии может означать только ухудшение, а не улучшение ситуации с правами человека там?” – пытается воспроизвести ход мыслей Путина Каплан.
Путин хочет дискуссии с американцами, основываясь на геополитических интересах, а не на ценностях. Президент Никсон поехал в Китай вести переговоры с Мао Цзэдуном; тот факт, что Мао только что уничтожил миллионы человек в ходе “культурной революции”, не послужил для него решающим фактором, пишет аналитик.
Он отмечает такие, с его точки зрения важные, геополитические проблемы Путина, как Северный Кавказ и отношения с Китаем. “Китайцы получили привилегии на добычу золота в Киргизии и Таджикистане. Пекин собирается строить систему железных дорог, которая соединит Киргизию, Казахстан и Узбекистан с Китаем”, – пишет автор статьи.
Путину Китай должен представляться, по меньшей мере, соперником, считает он.
“Так… где же Никсон для Путина?” – задается вопросом Каплан.
Никсон бы понял геополитические проблемы России и частично смягчил бы их для того, чтобы получить некоторые рычаги давления на Китай, рассуждает автор статьи. Если бы США дали России большую свободу действий на Кавказе и в Средней Азии, страна смогла бы придумать способы, как заставить Китай понервничать из-за ситуации вдоль его сухопутных границ. “И это уменьшило бы возможности Китая тратить столько энергии на распространение своей власти в Тихоокеанском бассейне, где он угрожает союзникам США”, – отмечает издание.
Но даже если Обама осознает эти истины и возможности, общественно-политический климат в США уже не такой, каким он был в годы холодной войны, делая отношения между Вашингтоном и Москвой более динамичными, полагает аналитик.
“В результате получается, что Китай от этого выигрывает, к бесконечному разочарованию Путина. Что касается США, то они в результате получат небольшое преимущество”, – делает вывод Каплан.