Последние новости
Сегодня
21 ноября 2024

Наступает конец конвертной зарплате

11 марта 2013, 15:49
no image

Правительство вознамерилось пресечь практику сокрытия зарплат граждан

До последних дней терпело сию проблемищу, ставшей уже притчей во языцех, и вот решило заняться «конвертоборчеством».

Меж тем ландшафт украинской экономики явно не благоволит очередным рискованным реформаторским телодвижениям. В этом году перед «министерством поборов» стоят тучные задачи. Ведь, согласно расходной части бюджета-2013 намечается потратить на 75,45 млрд. грн. или на 26% больше, чем собрали в казну в 2012 году. Значительную часть дополнительных средств (около 20 млрд. грн.) следует мобилизовать добычливым сборщикам податей.

А тут ещё кризис расшеперивает пламень уст. По предварительным данным, индекс промышленной продукции за январь-февраль по сравнению с соответствующим периодом прошлого года ушел в минус 4%. О реальном снижении промпроизводства можно только догадываться.

Кредиторы трясут векселями и штрафами за различные прегрешения. В текущем году в счет погашения ранее взятых финансовых обязательств, надо вернуть заимодавцам 117,3 млрд. грн. По существу, каждую третью заработанную гривну следует перечислить на счета придирчивых кредиторов.

Пенсионная реформа конкретно забуксовала. Дыра в бюджете Пенсионного фонда (с учетом госдотаций) в 2012 году превысила 70 млрд. грн. – около 30% всех расходов ПФУ. В 2013 году дефицит грозит перекрыть и этот сокрушительный показатель. О предвыборном годе даже страшно помыслить. Ведь снова надо будет с фатальной бюджетной безысходностью включаться в популистические игрища.

Несмотря на никудышный прикуп, Кабмин, вооруженный передовым учением о «взвешенном реализме и национальном прагматизме», решительно настроен на то чтобы резким смягчением налогового пресса получить изрядный приток средств в казну государства.

«Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Правительство замыслило уменьшить ставку Единого социального взноса (ЕСВ) для работодателей до 15%. Налоговый пряник аппетитно пахнет, ведь сейчас общая нагрузка на фонд оплаты труда колеблется в диапазоне от 34,7 до 49,7%. Цель новаций – постепенная легализация заработных плат.

В Министерстве по доходам и сборам уверены, что смягчение налогового бремени в итоге «конвертирует конверты» в десятки миллиардов гривень дополнительных средств в казну.

Хотя сами налоговики не отрицают того, что на первых порах потери от уменьшения ставки ЕСВ может обрушить сборы по данному взносу. И даже называют цифру – 90 млрд. грн. недобора. Представляется, что мы имеем дело с фискальной сказкой. Цифры, называемые сборщиками податей, часто противоречивы, а то и просто недобросовестны.

Например, согласно оценкам «Миндоха», опубликованным в ходе презентации Концепции реформирования налоговой системы, что состоялась ещё в августе 2012 г., размер теневого сектора экономики державы составляет как минимум 350 млрд грн в год. Порядка 170 млрд. грн. приходится на зарплаты в конвертах. Несуразица, т.к. обнаружить бизнес, в котором доля зарплаты в цене товара составляет 50% также нереально, как и научиться говорить правду и только правду.

Однако согласимся, что потери от снижения ставки ЕСВ будут исчисляться многими млрд. грн.

Дабы компенсировать мгновенные потери от реформирования зарплатного налогообложения в Министерстве отрабатываются варианты, нивелирующие последствия реформаторского риска. «Думаю, что сможем в кратчайшие сроки наработать и внести предложения, чтобы дать толчок детенизации зарплат. Мы должны не просто снижать ставку налога, а предложить компенсаторные механизмы, которые позволят сбалансировать поступления в государственный бюджет”, – заявляет министр Александр Клименко.

Если где-то убыло налоговой материи, то в другом месте её должно прибавиться. И главный фискал напористо калькулирует: от отмены налоговых льгот намечается дополнительно привлечь в казну до 20 млрд. грн., плюс всеобщее декларирование доходов физлицами. Последняя «инновация» по его прикидкам обязана увеличить доходы в госбюджет от подоходного налога в три раза.

Вся эта арифметика попахивает авантюрой. Уж больно лихо у «таксменов» получается с компенсаторными механизмами. Напрашивается сермяжный вопрос: ежели так просто наскрести в бюджет несколько десятков млрд. грн дополнительных средств, то зачем ввязываться в войну с ветряными мельницами. А намерение правителей одним снижением ставок ЕСВ вывести из оборота конверты чистой воды донкихотство. Заметим, весьма опасное в условиях падающей экономики.

Сработает ли план реформаторов?

Прежде чем обсудить вопрос, необходимо оценить размеры теневых зарплат и теневой экономики в целом. Ибо масштабы подпольной экономической деятельности и определяют адекватность мышления властей, решивших по-доброму договориться с национальной буржуазией.

Тень на плетень народно-капиталистического хозяйства

Под рукой есть необходимые данные, чтобы достаточно точно оцифровать потенциал зарплатных налогов. ЕСВ объединяет четыре взноса в различные фонды социального страхования (Пенсионный, занятости, от несчастных случаев на производстве и по временной утрате трудоспособности). Ставка взноса составляет в среднем 41% фонда оплаты труда (ФОТ).

Общая сумма налогов, связанных с заработной платой, равняется в среднем 41%+15% (НДФЛ – налог с доходов физических лиц) = 56% ФОТ.

По данным Алексея Мирошниченко, исполнительного вице-президента Конфедерации работодателей Украины, около 120 тыс. руководителей малых и средних предприятий установили у себя размер зарплаты на уровне минимальной. Таким образом, порядка 5 млн. чел. холопствуют, получая зарплату «в конвертах».

Минимальная зарплата, установленная законом с 1.01.13 г. – 1147,00 грн. С неё уплачивается взнос:

1147 грн. х 5 млн. х 56% = 3,2 млрд. грн.

По году – 38,4 млрд. грн.

Налоги должны быть уплачены не с минимальной, а реальной заработной платы. «Минималка», по статистике, в 2,6 раза отстает от официальной средней зарплаты (3000 грн. в январе 2013 г.).

А, значит, в казне обязано быть:

38,4 млрд. грн х 2,6 = 99,84 млрд. грн. Недобор – 61,44 млрд. грн.

Сумма достаточная, чтобы перековать Пенсионный фонд в самодостаточную организацию.

Однако это ещё не все радости от детенизации зарплат. Надо как-то учесть граждан, которые получают всю до копейки зарплату в конвертах, совершенно не числясь на предприятиях «уклонистов». Сколько таких малокорыстных трудяг «розбудовы»?

Считаем. Из числа всех граждан «працездатного віку» 20,5 млн. (по данным Держстата) вычтем число плательщиков страховых взносов – 13,8 млн. (по данным ПФУ), официальных безработных 0,4 млн. (2% «по відношенню до населення працездатного віку») и 4 млн. профессиональных «заробитчан» и на выходе получим не менее 2,3 млн. неприкаянных, но чертовски работящих душ.

Им, как правило, платят немногим больше «минималки». Пусть это будет 1500 грн.

Считаем: 1500 х 2,3 млн. х 56% х12 = 23,2 млрд. грн.

Итого по двум категориям «конверточников» казна недобирает 84,6 млрд. грн.

Можно и совокупно оценить потери бюджета из-за теневых схем ухода от налогов. По данным Всемирного банка уровень скрытой экономики в Украине составляет почти 47% от объема официального ВВП. Снижение объемов подпольной хозяйственной деятельности хотя бы до китайского уровня (12,9%) обогатит казну не менее чем на 160 млрд. грн.

В теории не такая уж бедная страна Украина, чтобы сверх меры заниматься уничижением. Однако «теория суха, а древо жизни пышно зеленеет». Попробуйте сблизить теорию и практику, когда экономика державы скручена в рулон глобализации, а сверху обвита колючими проволоками тотального мздоимства, бюджетной коммерцией власть имущих и сверху придавлена стальной пятой офшорной аристократии.

Посудите сами. Бизнесуют в каком-нибудь Наливайске председатель аптечного товарищества и воротила погребальной монопольки «Милости просим» (оба направления бизнеса наваристые и всенепременно пребывают во взаимовыгодной дружбе с местными старшинами) и благодарит судьбу, что посчастливилось жить и трудиться в свободной от оков тоталитаризма стране. Платят своим смердам по минимуму, многие из них числятся духами бестелесными (никак не оформлены). Все у них схвачено – бдящие органы удовлетворены его финансовым вниманием.

И тут родное правительство с широкого плеча решает подсобить «подпольщику» законно отчислять в казну по зарплатным податям в 2 раза меньше средств. Теневик, конечно, поблагодарит уряд за заботу, но от конвертов ни в жисть не откажется. Зачем лишать себя удовольствия не делиться с родиной кровно заработанными. И как прикажите существовать местным слугам народа, когда всё сущее в державе естествует во мзде?

А есть ещё т.н. офшорный мейнстрим, в котором промышляют главные акулы капитализма. Министр Александр Клименко не скрывает, что Украина ежегодно теряет на офшорных схемах порядка 100 млрд. грн. – поболе, чем он конверточных зарплат.

Между тем примерно половина крупных и средних хозяйствующих субъектов в промышленности показывают одни убытки. Верно подмечено, Украина не Россия. Если там воруют с прибылей, то у нас давно уже лихоимствуют с убытков. А в таком запущенном состоянии украинского организма без хирургии не обойтись. И начинать надо с верхних выступающих частей тела – известно с какого конца начинает гнить тушка рыбы.

Совет дедушки Ли

Ли Куан Ю, создатель сингапурского чуда, так характеризовал положение дел перед началом своих реформ: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни». За считанные годы Ли Куан Ю вырвал Сингапур из бездны откатов и водворил его в тройку самых не коррумпированных стран планеты.

Когда министра-наставника спросили, как он победил коррупцию, тот ответил: «Просто. Посадил двух друзей – остальные сами все поняли».

Это звучит кощунственно на фоне украинской действительности, в которой кум, сват и сынок имеют сакральное понятие. А сакральные объекты неподсудны. Пойдет ли высшее руководство на радикальные меры? То-то же.

Не будем забывать, что и разгул организованной преступности во времена Великой депрессии янки одолели во многом благодаря посадкам главарей мафии не за разбой, а за элементарную неуплату налогов.

Вывод, без прикрас. По всей видимости, мы имеем дело с актом отчаяния правительства. Сделать ничего нельзя в рамках существующего уклада жизни, но делать что-то надо.

По материалам: chp.com

Все статьи