Скрытые маневры и подозрения в отмывании денег негативно сказались на репутации "Банка Ватикана", пишет Кончита Де Грегорио в газете La Repubblica.
Бенедикт XVI 17 февраля говорил о недопустимости использования Бога в угоду свое корысти и предостерегал от преувеличения важности материальных ценностей, пишет журналистка. “Искуситель коварен. Он толкает к фальшивым ценностям, заставляя верить в то, что единственная истина – это власть и то, что удовлетворяет материальные нужды. (…) Нас не страшит борьба”, – сказал Папа. Материальные нужды. Деньги. Искушение властью. “Мы хотим идти у себя на поводу или следовать за Господом?”- спросил у верующих Папа. “В воскресной проповеди недоставало имен и фамилий, но прозвучало четкое обвинение в адрес структуры, коррумпирующей Церковь”, – сказал кардинал, долгое время работавший в финансовых структурах Ватикана. Иными словами, Папа имел в виду “Банк Ватикана”, утверждает автор статьи.
“Вспомним, что 1 января 2013 года все банкоматы Ватикана перестали функционировать. Были заблокированы все транзакции, осуществлявшиеся Deutsche Bank и Banca d’Italia. Ватикан, как государство, не являющееся членом ЕС, осуществляет обмен информацией в недостаточном объеме, говорилось в официальном документе. Банк не соблюдает нормы по противодействию отмыванию средств. Комиссия, назначенная в 2011 году для проверки деятельности “Банка Ватикана”, спустя шесть месяцев после учреждения была распущена. Кем? Государственным секретарем Тарчизио Бертоне, который решил блокировать обмен информацией и возможность проведения инспекций. Никому не было позволено заглядывать в хранилища Банка. Это мог делать только сам Бертоне и генеральный директор банка Чиприани – главное действующее лицо в этой истории”, – пишет автор статьи.
“Вспомним о деле Vatileaks, о письмах, исчезнувших из папских покоев, в которых содержалась информация о деятельности ватиканского банка, – продолжает журналистка. – Сейчас мы можем говорить о том, что в действительности тот, кто предал гласности эти бумаги, оказал любезность Бенедикту, указав на то, что настало время для борьбы”.
В ходе расследования деятельности “Банка Ватикана” выяснилось, что единственным знавшим, что находится в чреве банка, был Чиприани, говорится в статье. Готти Тедески, бывший президент “Банка Ватикана”, отвечая на вопросы следователей, сказал, что светские банковские служащие не имели доступа к бумагам. “Насколько нам было известно, – сказал один из служащих, – в хранилищах банка могли быть деньги бен Ладена и Риины (мафиозный босс). Мы запрашивали данные, но нам их не предоставили”.
“В “Банке Ватикана” действовал следующий механизм, – поясняет издание: – текущие счета могли открывать только священнослужители, религиозные институты и граждане Ватикана. Всего около 25 тыс. человек. Каждый из них мог делегировать право пользоваться своим счетом кому угодно, без ограничений в количестве доверенностей и без необходимости регистрации. Иными словами, священник – владелец счета мог предоставить право пользоваться капиталами хоть человеку из клана Провенцано. Становится понятным, что любой имел возможность “отмывать” деньги в “Банке Ватикана”, от политиков, до преступников”, – пишет автор статьи.
“Огромная стиральная машина, темное чрево светских интересов. Деньги. Власть. И престарелый Папа, у которого больше нет сил в одиночку противостоять структуре власти, внутренней и внешней, у которого имеется лишь один инструмент в борьбе во имя Господа – он сам”, – подытоживает Кончита Де Грегорио.