Суды на Украине все чаще запрещают проведение акций протеста
Правозащитники считают, что такие решения принимаются под давлением власти. Корреспонденты DW пытались найти причины. По мнению издания причины начали появляться не так давно.
Начиная с 2010 года, когда президентом Украины стал Виктор Янукович, в стране растет число запретов на проведение так называемых “мирных собраний”. Об этом изданию рассказал заместитель председателя общественной организации Центр политико-правовых реформ Роман Куйбида. Он отмечает, что запреты участились после “судебной реформы, которая поставила судей в зависимость от власти”.
Опрошенные DW эксперты обращают внимание на то, что по сравнению с 2009 годом, когда президентом Украины был Виктор Ющенко, число запретов выросло в 4,5 раза. В 90 процентах случаев суды принимали решения в пользу органов власти, отмечают в Центре политико-правовых реформ. По его данным, число запретов, выданных в 2012 году окружными судами на проведение мирных собраний граждан, существенно превысило показатель 2011 года – 316 против 203. В Государственной судебной администрации (ГСА) DW называли более высокие цифры – 349 и 237. Куйбида объясняет разницу тем, что не все судебные решения попадают в единый реестр.
По данным Центра политико-правовых реформ, лидирует по числу запретов Харьковская область. Эксперты связывают это с тем, что именно там содержится в заключении бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Акции ее сторонников регулярно запрещаются.
По мнению представителя Всеукраинской инициативы “За мирный протест!” Михаила Лебедя, к запретам чаще всего прибегают по двум причинам. “Это менталитет судей, поскольку легче всего запретить, чем вникать в решения Европейского суда по правам человека или принимать взвешенные решения, – говорит Лебедь. – Второе – телефонные звонки сверху с указаниями запретить акцию”. По словам активиста, такие “запреты по звонку” касаются как политических, так и гражданских акций, например, протестов “чернобыльцев”.
В то же время, как отметил в беседе с DW немецкий политолог и преподаватель Национального университета “Киево-Могилянская академия” Якоб Мишке (Jakob Mischke), из-за отказов в проведении демонстраций, критика в адрес властей страны усиливается. “Если дать людям возможность высказаться, то критика уменьшится”, – говорит он. По мнению Мишке, “репрессивные меры неразумные, поскольку вызывают лишь новую волну неудовольствия в стране и со стороны западных партнеров”.
В 2012 году было запрещено на треть больше демонстраций, чем в предыдущем, отмечают эксперты. Роман Куйбида, например, обращает внимание на то, что в 2012 году существовали дополнительные поводы для введения ограничений на проведение демонстраций. Среди них он назвал футбольный чемпионат Евро-2012 на Украине, во время которого активисты хотели привлечь внимание иностранцев к проблемам, существующим в стране. Кроме того, по мнению Куйбиды, общественный резонанс вызвало принятие закона о языке, который многие восприняли как ограничение украинского языка, а также парламентские выборы.
Михаил Лебедь отмечает, что, хотя ситуация на Украине пока не такая, как в Беларуси или России, возможно дальнейшее ограничение права на протест. В частности, это может произойти с принятием отдельного закона о протестах. “Неизвестно каким он будет, – говорит Лебедь. – Решает не оппозиция, у которой большинство представителей в комитете Верховной рады по правам человека, а большинство в зале заседаний”.
На фоне таких опасений несколько неправительственных организаций объединились в группу “За свободу мирных собраний”. Они надеются, что парламент примет более либеральный закон. Осенью 2012 Верховная рада отложила принятие законопроекта, против которого протестовала оппозиция и правозащитники. Некоторые эксперты сравнили его с принятым в 2012 году в России законом, который, по мнению правозащитников, ограничил возможности для протеста.