Последние новости
Сегодня
6 ноября 2024

Обвал гривны – инициатива Путина

30 ноября 2012, 10:06
no image

ВВП - понятие двоякое, но оба значения стали для украинцев угрозой. Внешний ВВП и внутренний не вселяют надежд, бросая взгляд на темные пятна светлого будущего нашей великой страны.

Сию мысль ВВП высказал на инвестиционном форуме под красноречивым названием “Россия зовет”. Мероприятие было организовано Внешторгбанком (ВТБ) России, который связывают с Путиным.Курс гривны был стабилен более трех лет. Фактически украинская медяха оставалась едва ли не самой крепкой денежной единицей Восточной Европы. О необходимости опустить курс гривны разного рода “эксперты” в Украине говорят уже давно, но пока, к счастью, безуспешно. Недавно к этому хору присоединился “сам” Владимир Путин. В присущем ему стиле он отдал чуть ли не категорическое распоряжение: гривну девальвировать, а то что-то уж больно она, по его глубокому мнению, крепкая, если сравнивать с российским рублем…

Наблюдатели отмечают, что президент России высказал крайнее неудовольствие тем фактом, что в 2012 году степень девальвации рубля была намного сильнее, чем гривны. Действительно, эксперты отмечают, что если бы соотношение доллар—гривна колебалось, как доллар—рубль, то курс доллара “выехал” бы за отметку 9,2 грн. за 1 долл. Характерной особенностью российского валютного рынка является его намного большая либерализация. Это ведет к высокой волатильности (нестабильности) курсов и дает возможность разного рода дельцам на этом неплохо зарабатывать. В Украине курсовая политика намного более зарегулирована, а курс намного стабильнее, что не дает спекулянтам сильно разгуляться, а их попытки раскачать курс Нацбанк под руководством Сергея Арбузова жестко пресекает.

Но отчего это Путин вдруг так озаботился нерыночной антилиберальностью курсообразования в Украине и переоцененностью гривны? Известный украинский финансовый аналитик Александр Охрименко дает следующее объяснение.

С одной стороны, России вроде бы выгодно иметь дешевый рубль, поскольку дешевый по отношению к гривне рубль делает экспорт в Украину выгоднее. В этом смысле стремление Путина девальвировать гривну лишено финансово-экономического смысла.

Но дело в том, что торговля между Украиной и Россией происходит в долларах, а если даже в рублях, то все равно цены формируются в долларах, а в рубли переводятся по текущему курсу на момент оплаты по контракту. Если Украина девальвирует гривну, то российский газ для внутреннего потребителя будет дороже, что еще более обострит и без того напряженную социально-экономическую ситуацию и бедность рядовых граждан.

Путин обоснованно рассчитывает, что спровоцированное девальвацией гривны внутриполитическое обострение приведет к смене внешнего курса Украины и ее вхождению в прокремлевские евразийские структуры — Таможенный союз и ЕврАзЭС, а также отдать наконец за бесценок украинскую ГТС и ряд лакомых кусков экономики. Несмотря на титанические усилия, Москве все это пока не удается, поскольку это противоречит интересам украинской олигархии.

Возникает вопрос: располагает ли Путин достаточными рычагами для того, чтобы обвалить гривну? Ведь “пытку газом”, точнее его запредельно высокой ценой, Украина пока кое-как выдерживает, а правительство Азарова периодически выступает с крайне раздражающими Кремль заявлениями о том, что потребление российского газа Украина неуклонно снижает и уже добилась в этом вопросе серьезных успехов.

Непрерывные торговые войны свидетельствуют о том, что Кремль ищет дополнительные рычаги для влияния на экономическую ситуацию в Украине. Перманентная “сырная” не утихает уже второй год. За “сырной” последовали “молочная”, “мясная”, “трубная” и “конфетно-карамельные” войны, к которым теперь добавится война “автомобильно-утилизационная”. Эта, на первый взгляд, бессистемная вакханалия преследует четкую цель — ослабить гривну путем ухудшения платежного баланса Украины посредством сокращения ее экспорта.

Здесь интересная особенность. Украина продает в Россию широкую номенклатуру товаров. Если Украина поставляет в Россию преимущественно продукцию с достаточно высокой степенью переработки и добавленной стоимости, то Россия экспортирует в Украину прежде всего сырье — нефть и газ.

Как это ни парадоксально, но в значительной степени Россия является сырьевым придатком Украины! С одной стороны, это хорошо, но любая медаль имеет обратную сторону. Нефть и газ Россия с успехом может продавать и продает и в другие страны, а значительную часть украинских товаров приобретают страны бывшего СССР, прежде всего Россия, на которую приходится до 40% нашего экспорта.

Значительное сокращение в столь большом сегменте экспорта неизбежно ухудшит платежный баланс Украины, приведет к сокращению золотовалютных запасов и обесцениванию гривны.

Для экспортно-ориентированной экономики Украины это тем более опасно на фоне ее общего спада при мировом кризисе. По сообщениям Госстата, спад украинской промышленности в сентябре вырос до 7%. Наибольший провал обозначился в машиностроении: если в августе уменьшение объемов производства составило 7,4%, в т.ч. в транспортном машиностроении — 1%, то в сентябре машиностроение просело уже на 20,1%, а его транспортная отрасль — на 16,4%. Столь сильное падение отрасли произошло в том числе и по причине торговых войн с Россией, включая “автомобильно-утилизационную”. Недавние колебания курса гривны, вынужденный выход на рынок Нацбанка с интервенциями для стабилизации курса и соответствующее сокращение золотовалютных запасов являются следствием в том числе политики Кремля, преграждающего путь украинским товарам на свой рынок, несмотря на недавно подписанный с большой помпой договор о зоне свободной торговли.

Для того, чтобы не зависеть от политики Москвы, Украина должна диверсифицировать рынки сбыта своей продукции. Но власть Януковича едва ли способна на серьезный прорыв из-за своей коррумпированности и некомпетентности.

Девальвация гривны позволила бы украинским экспортерам получать более высокую прибыль. Но не в случае с Россией! Поскольку, повторим, контракты номинированы в долларах, а оплачиваются по курсу в рублях, легко конвертируемых в Украине в гривну, украинская сторона, наоборот, извлекает дополнительную прибыль за счет слабого рубля через так называемый кросс-курс.

Поэтому Россия иногда заговаривает о переходе к взаиморасчетам в рублях. Но дальше разговоров дело не идет, поскольку тогда под удар попадает ее главный козырь — нефтегазовый экспорт, мировые цены на который формируются в долларах. Известно, что контракты главного поставщика валюты в Россию “Газпрома” даже со странами еврозоны номинированы в долларах.

Здесь вся проблема в том, что сколько бы в России ни пыжились, а российский рубль не является и в его нынешнем виде не может являться так называемой резервной валютой или, как это называл Маркс, мировыми деньгами. Ими является на данный момент только доллар, и даже евро с этой задачей не справляется, но это уже другая тема.

Словом, у Путина есть причины для “скрежета зубовного” по поводу сильной гривны и слабого рубля.

Но рядовых граждан Украины больше волнует, не обвалится ли гривна в будущем, в частности после выборов, что обесценит и без того мизерные доходы подавляющего большинства населения. В этом вопросе имеют место абсолютно противоположные заявления и тенденции.

Например, агентство Fitch Ratings недавно заявило, что гривна вскоре обесценится, но не так резко, как в 2008 году, а “всего” на 10%. По мнению директора группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings Чарльза Севиля, это пойдет на пользу экономике Украины. Причину обесценивания зарубежный эксперт называет, прежде всего, психологическую — слабое доверие к национальной валюте в Украине.

Такие заявления подтверждаются тенденциями на валютном рынке в последнее время. По данным Нацбанка, в сентябре население продало валюты банкам на 1,11 млрд. долл., а приобрело на 2,91 млрд. долларов. При этом Нацбанку пришлось направить 1,5 млрд. долл. на интервенции для поддержания стабильности денежной единицы. Речь идет, прежде всего, об известной “валютной панике” в начале сентября, когда курс достиг 8,2 грн. за 1 долл.

Впрочем, тот же Нацбанк в лице директора Департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка Сергея Кораблина заявил, что в целом ситуация неплохая: за январь—сентябрь 2012-го чистый приток валюты в Украину составил около 10 млрд. долл., а потому в средне- и долгосрочной перспективе стабильности гривны ничего не угрожает.

Уверения в стабильности гривны, как мантру, непрерывно повторяют сам глава Нацбанка Сергей Арбузов и премьер Николай Азаров. Их можно понять: обвал гривны станет крахом всей политики нынешней власти. Ведь если гривна начнет резко падать, население бросится изымать из банков и “заначек” гривневые сбережения и скупать доллары. Резко взлетят цены на продукты питания, медикаменты и товары первой необходимости. В гривневом эквиваленте вздорожает и без того дорогой российский газ. Подорожает стоимость обслуживания внешних и внутренних займов, номинированных в валюте. Словом, наступит конец той видимости стабильности и “покращання”, которыми так гордятся регионалы, а затем придет конец им и их власти, ибо президентские выборы 2015 года уже не за горами.

А потому можно быть уверенным, что курсовую стабильность нынешнее правительство будет стараться удержать из последних сил. Вот только удержит ли?..

А что же Путин? Путин нам не указ, по крайне мере до тех пор, пока Украина не вступит в Таможенный союз, где ей из Кремля будут командовать, поднимать или опускать гривню. Так что Путин пока может ляпать языком все, что ему угодно…

По материалам Глобалист

Все статьи