Фазиль Искандер писал, что на Кавказе некрасивые женщины могут завуалировать свою внешность расторопностью: ловко и быстро обслуживать гостей во время застолья. Ученые США доказали, что это не единственный способ: дополнительный год образования женщины компенсирует в глазах мужчины 1 кг лишнего веса. Экономисты выяснили, как влияют образованность, красота и доход на выбор партнера.
Одна из доминирующих теорий состоит в том, что более привлекательные женщины сходятся с более привлекательными мужчинами. До настоящего времени, однако, научные исследования предполагали одномерную шкалу: когда женщины и мужчины выбирают друг друга исходя из привлекательности в целом.
Авторы научной статьи делают следующий шаг: они рассматривают несколько характеристик, причем предполагают, что такие качества, как благосостояние, красота или ум, могут отчасти компенсировать одно другое при выборе партнера. Гипотеза авторов такова: люди оценивают своих потенциальных партнеров, присваивая каждой из характеристик (красота, ум, богатство) некий вес, а потом складывают взвешенные характеристики.
Цель работы – определить сравнительные веса. Например, насколько уменьшение привлекательности мужчины можно скомпенсировать увеличением дохода.
Для определения красоты используется индекс BMI, когда каждый килограмм веса делится на квадрат роста. То есть физическая привлекательность ограничивается только наличием или отсутствием лишнего веса.
Исследование показало: полнота жены и мужа связаны. Более полные жены имеют таких же мужей, и наоборот – худышки сходятся с худышками (впрочем, коэффициент зависимости всего 9%, то есть супруги не являются копией друг друга; они склонны уклоняться в сторону худобы или полноты в разной степени).
Кроме того, образование жены связано с образованием мужа (тут большой корреляционный коэффициент – 53%, то есть в среднем жена или муж имеют как минимум половину научных заслуг своей половинки). Любопытно, что вес жены находится в отрицательной зависимости как с доходом мужа (-11%), так и с его образованием (-18%). То есть при прочих равных условиях с более полными женщинами склонны сходиться менее образованные мужчины или мужчины с меньшим доходом.
Затем авторы оценивают, как женщины оценивают привлекательность мужчин. Вышло, что 1% увеличения дохода позволяет скомпенсировать увеличение индекса полноты у мужчин на 1,3 пункта (500-700 г в зависимости от роста).
Кроме того, авторы оценили, как можно менять полноту и образование женщин, чтобы оценка жены мужем не менялась. Получилось, что один дополнительный год образования позволяет “скомпенсировать” два дополнительных пункта индекса веса (около 1 кг).
Исследователи использовали репрезентативный американский опрос Panel Study of Income Dynamics, в котором участвовали одни и те же участники на протяжении 8 лет: c 1999 по 2007 гг. Его особенностью является то, что помимо ответов на вопросы в нем содержатся рост и вес членов домохозяйства. Это дало возможность авторам посчитать BMI (известно, что этот индекс сильно связан с субъективными оценками красоты).
Стоит отметить, что авторы вовсе не предполагают “циничную” картину мира, в которой люди при образовании семьи смотрят исключительно на внешность и доход. Конечно же, есть еще множество факторов. Но авторы предполагают, что остальные факторы независимы друг от друга условно на наблюдаемых факторах. Например, женщины могут оценивать мужчин по чувству юмора и умению кататься на коньках. Но авторы предполагают, что чувство юмора и умение кататься на коньках не связаны друг с другом иначе, чем через наблюдаемые характеристики, поэтому вопрос о том, каким увеличением чувства юмора можно скомпенсировать неумение кататься на коньках, не является осмысленным.