Аукционный дом MacDougall’s — один из крупнейших игроков на мировом рынке русского искусства, неоднократно проводивший предаукционные выставки в Киеве — со 2 по 4 ноября 2012 г. проведет в Москве свою очередную предаукционную выставку «Жизнь как произведение искусства». Выставка пройдет в известном памятнике архитектуры, частной усадьбе Зубовых на Таганке, и станет первым открытым публичным мероприятием, проводимым в стенах этого дома.
Русская классика будет представлена двумя выдающимися морскими пейзажами Ивана Айвазовского — «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре» (эстимейт 950 тыс.–2 млн. фунтов стерлингов) и «Лунная ночь в Крыму» (эстимейт 400–600 тыс. фунтов стерлингов), написанными в период расцвета творческого дарования великого живописца и представляющими самый романтический и любимый публикой идиллический жанр в его творчестве.
Но главный герой выставки — все же эпоха начала ХХ в., когда жизнь творилась как произведение искусства, а оно, в свою очередь, становилось рефлексией и чаемым отражением бытия коллекционеров и художественной богемы. Время, когда благородный жест владельца усадьбы Павла Зубова завещать свою коллекцию, библиотеку и деньги Императорскому историческому музею был не актом политической конъюнктуры, а естественным продолжением артистического бытия.
По замыслу Аукционного дома MacDougall’s, отобранные для московской выставки полотна позволят максимально широко показать диапазон увлечений этого времени, богатого на разнообразные художественные течения, увлечения и мистификации. Здесь и блестящая пассеистическая композиция Константина Сомова, обыгрывающая столь любимую современниками фривольную тему свидания Арлекина (эстимейт 270–400 тыс. фунтов стерлингов). И теософско-эзотерические поиски Николая Рериха, нашедшие воплощение в изображениях Шаругона — одного из самых загадочных тибетских монастырей религии Бонпо (эстимейт 380–600 тыс. фунтов). И один из знаменитых мирискуснических натюрмортов Сергея Судейкина с фарфоровыми фигурами, и сказочная принцесса Ивана Билибина, и даже ранний, почти неизвестный зрителю Давид Бурлюк с романтически-пуантилистской «парковой дорожкой» конца 1900-х гг., убегающей в вечность, в сладкую дрему.
Популярность евангельской темы в русской живописи рубежа веков найдет отражение на выставке в масштабном полотне Генриха Семирадского «Христос среди детей» (эстимейт 400–600 тыс. фунтов). Эта картина стала последним крупным замыслом художника, и уже после его смерти была показана семьей Семирадского на знаменитой выставке в память маэстро в Варшаве в 1902–1903 гг.
Иную сторону художественной жизни России первой половины ХХ в. представят «Революция как ступень эволюции» Владимира Луппиана, «Вид из окна на Кремль» Александра Лабаса, «Генерал Красной Армии» Бориса Григорьева, а также полотна Роберта Фалька. Их присутствие в экспозиции позволит MacDougall’s создать многогранный образ того кипучего времени, когда строившаяся по законам искусства жизнь и художественный процесс были неразделимой частью общей истории русской культуры.
По окончании выставки представленные работы отправятся в Лондон, где 25 и 28 ноября 2012 г. MacDougall’s проведет два аукциона живописи, графики, икон и прикладного искусства.
Среди шедевров будущих торгов, оставшихся за рамками московской выставки, нельзя не упомянуть несомненный топ-лот русской недели — ранний холст Михаила Ларионова «Майский день» (эстимейт 900 тыс.–2 млн. фунтов стерлингов), поражающий свежестью живописного решения и неожиданностью интеллектуально сочиненной композиции. А также превосходный эскиз Бориса Кустодиева для росписи Петроградского трактира «Ягодка», создающий узнаваемый образ русской красавицы — дородной и нарядной купчихи с зеркалом.
Выставка будет открыта для посещения:
2 ноября с 14:00 до 18:00
3 и 4 ноября с 11:00 до 18:00.