Правительство затеяло глобальную налоговую реформу в Украине. Государственная налоговая служба Украины уже представила проект концепции этой реформы.
Изменения в налоговое законодательство поддерживает и президент. Недавно он заявил, что с целью детенизации экономики правительство разрабатывает новый налог – с оборота. Собственно, введение налога с оборота – одна из главных идей концепции.
Члены Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) положительно оценивают саму инициативу реформировать налоговую систему, но при этом их беспокоят некоторые важные моменты.
Во-первых, во время подготовки и доработки проекта разработчики в налоговой службе не прислушиваются к предложениям представителей бизнеса и замечаниям относительно возможных последствий реформы. В ГНС обещали, что до конца лета на базе концепции будет разработан соответствующий законопроект. Но пока этот процесс затягивается. А представители бизнеса – члены Европейской бизнес-ассоциации – видят, что их пожелания в большинстве своем не были учтены.
Во-вторых, авторы проекта заложили в документ несколько опасных для бизнеса нововведений. Предлагается, например, ввести налог с оборота, вернуть сбор с покупки иностранной валюты, снизить максимальную величину базы начисления единого социального взноса (ЕСВ) – с 37-49 до 15%. Нельзя не обратить внимание на указанное в проекте изменение действующих ставок других налогов. К примеру, “плоский” налог на доходы физических лиц (НДФЛ) может быть постепенно “расщеплен” с 15% (17%) на ставки 20%, 15% и 10%.
Бизнес уже выступил против введения двух дополнительных налогов – сбора в Пенсионный фонд с покупки иностранной валюты в размере трех процентов и налога с оборота со ставкой 2,5%. В первую очередь, непонятно, чем обусловлены такие ставки. Почему, к примеру, вводится 3-процентный взнос в Пенсионный фонд, если в Украине его максимальная ставка составляла 1,5% в 2006 году. А к 2010 году она была снижена до 0,5% (взнос в Пенсионный фонд с покупки иностранной валюты отменили в 2011 году под давлением Международного валютного фонда. – “Эксперт”).
В ГНС ссылаются на некие расчеты, коими якобы обусловлена новая ставка. Но в таком случае, почему фискальный орган не может поделиться этими расчетами с бизнесом? Из-за отсутствия информации у большинства предпринимателей возникает предположение, что власти грубо подошли к установлению процента взноса, определив ставку исходя из суммы дополнительных поступлений, которую необходимо получить в бюджет.
Введение налога с оборота в формате, предложенном налоговиками, может быть интересно тем, у кого высокий уровень рентабельности. Для розничных сетей, торговых предприятий, трейдеров, у которых наценка часто находится на уровне от двух до пяти процентов, введение налога с оборота станет непосильным бременем. От взимания этого налога отказались в странах Европейского союза, Беларуси и Китае. В ГНС апеллируют к тому, что налог с оборота легче администрировать. Но вводить этот налог параллельно с налогом на добавленную стоимость (НДС) нельзя, поскольку довольно сложно администрировать два таких налога одновременно. К тому же подобного эффективного симбиоза в мире не существует.
Если мы не умеем администрировать НДС, значит, нужно учиться. Потому что наши торговые партнеры работают с НДС, а не налогом с оборота.
В виде компенсации налоговики предлагают снизить базовую ставку НДС с 20 до 12 процентов для операций при импорте, для всех видов услуг и отраслей, относящихся к природным монополиям и энергетическому сектору. Для всех остальных – до семи процентов. Но, учитывая потенциальные возражения членов Всемирной торговой организации (ВТО), действие разных ставок НДС для импортных операций и операций на внутреннем рынке будет обременительным для тех товаров, которые вообще не производятся в Украине. Такую норму можно рассматривать как дискриминацию импорта, что влечет за собой нарушение обязательств Украины в рамках ВТО и возможные санкции со стороны международного торгового клуба.
В результате вместо обещанного налогового облегчения, анонсированного правительством, предложенная реформа только усложнит процедуру ведения бизнеса в Украине. Притом что Украина в последние два года занимает 181-е место (из 183 экономик) в рейтинге Всемирного Банка Doing Business по позиции “простота уплаты налогов”.
В случае если проект налоговой реформы будет принят в том виде, в котором он изначально был представлен бизнесу, ставятся под сомнение реформы, которые были реализованы раньше. В первую очередь Налоговый кодекс. После принятия кодекса все согласились, что документ был принят поспешно. Сейчас же налоговая система полностью перекраивается. При этом такая реформа должна быть компромиссом между теми, кто платит, и теми, кто взимает налоги. Идти по такому пути, то есть ставить предпринимателей перед фактом внесения столь серьезных изменений – это попытка переломить бизнес через колено. Обычно в таких случаях предприниматели уходят в тень.