Украинские экономические эксперты считают, что несмотря на заявления ключевых европейских лидеров, распада еврозоны вряд ли удастся избежать, и призывают украинскую власть сделать выводы из печального опыта Греции.
Когда это произойдет?
Бывший министр экономики Украины Виктор Суслов соглашается с мнением лауреата Нобелевской премии по экономике Нуриэля Рубини о том, что распада еврозоны уже не только не удастся избежать, но этот распад даже будет полезным для сохранения Евросоюза. И если этого не произойдет сейчас, то процесс просто будет дольше и больнее, но все равно завершится тем же.
“Однако все это не означает, что украинцам надо срочно бежать и сдавать евро, как это, например, делает НБУ, который уже сообщил, что сокращает долю евро в своих резервах. Еврозона будет распадаться, но этот процесс займет много лет, а возможно, даже десятилетия “, – считает Виктор Суслов.
Вместе с тем, бывший заместитель главы Национального банка Сергей Яременко считает, что дольше продлится сопротивление распада зоны евро, а вот сам коллапс будет достаточно быстрым. Он добавляет, что “вопрос не в том, удержится ли Греция, а в том, почему она до сих пор не объявила себя банкротом”.
При этом, по словам Сергея Яременко, в тупике оказалась не только слабая в зоне евро Греция, но и страна с крепкой экономикой в Европе – Германия.
“Если Германия возьмет на себя погашение совокупного долга, то, естественно, европейский лидер превратится в бомжа. И это, кстати, очень устраивает США, которые лишатся такого мощного конкурента, как ЕС. Если Германия не возьмет на себя долги, то остальные еврозоны все равно распадутся, потому что они просто не смогут рассчитаться с долгами – они неподъемные “, – говорит г-н Яременко.
Ситуация также осложняется и тем, что европейские лидеры не могут до конца понять причины нынешнего кризиса, а потому все шаги, к которым они прибегают, дают лишь временный эффект.
“Машина работала так, как ее задумали отцы-основатели нынешней системы еще 50 лет назад, – считает банкир. – Теперь она сломалась. Сегодняшние политики и экономисты открывают капот, но разобраться с тем, что под ним, не могут, а тем более, что-то починить. Поэтому они просто закрывают его и едут дальше, пока еще можно ехать”.
Исполнительный директор Фонда Блезера Олег Устенко также считает, что решение о принадлежности Греции к зоне евро будет определяться за ее пределами.
“Если мы утвердительно отвечаем для себя на вопрос, что налогоплательщики в странах-членах еврозоны согласны частично поступиться суверенитетом своих стран и отдать право формировать бюджет на один, два или три года в Брюссель, тогда шансы еврозоны распасться достаточно низки. Если же мы на этот вопрос даем отрицательный ответ, то тогда распад еврозоны является лишь делом времени”, – считает г-н Устенко.
Он также утверждает, что усложняется задача для Германии и Франции, которые должны убедить своих граждан в том, что спасать Грецию и, возможно, еще ряд стран еврозоны придется за счет их денег.
В то же время, г-н Устенко говорит, что Греция может и не быть первой страной, которая откажется от общей европейской валюты. Вместо нее, это может быть и благополучная Финляндия, и проблемные Италия или Испания, считает эксперт.
Каковы последствия и уроки для Украины?
Наблюдая за тем, что происходит в Греции, и украинская власть, и рядовые украинские должны понять ошибочность и опасность политики длительного наращивания внешних долгов, говорит Виктор Суслов. Эксперт добавляет, что именно это сейчас и делает Киев, ведь с 2005 года валовой внешний долг Украины увеличился на 100 млрд долларов.
Второй вывод, который Украина должна сделать, наблюдая за Грецией, – не спешить с евроинтеграцией, ведущей к тому, что Украина будет вынуждена соперничать с более конкурентоспособными экономиками, считает экс-министр экономики.
“Это означает, что она не будет стремиться к членству в ЕС или даже в зоне свободной торговли с ЕС”, – говорит экономист, добавляя, что приветствует присоединение Украины к зоне свободной торговли с СНГ и даже не исключил бы возможность вступления в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.
В это же время экс-чиновник говорит, что стремление к евроинтеграции нужно приветствовать скорее как цивилизационный выбор Украины.
О том, что в нынешних условиях Украине стоит задуматься над тем, возможна ли евроинтеграция в том виде, какой она была раньше, и надо ли стремиться к ней, говорит и Сергей Яременко.
“Зачем проситься жить в квартиру, где есть несколько смертельно больных? Зачем лезть туда и говорить, что мы хотим здесь жить, потому что здесь есть красивые люстры и вообще все по-богатому?” – спрашивает Сергей Яременко. При этом эксперт не смог назвать ни одну страну или регион, “жить в одной квартире” с которыми было бы сейчас полезно Украины.
В то же время, как обращает внимание исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко, экономический кризис не обошел ни один регион в мире, в том числе и страны Брикс (Бразилия, Россия, Индия, Китай), в каждой из которых также наблюдается падение производства и экспорта.
Эксперт считает очень важным присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС хотя бы потому, что на эти страны приходится до четверти украинского экспорта, а сам экспорт формирует до половины украинского ВВП.
Однако помимо этого, свободная торговля и интеграция в Европу – это единственный шанс для Украины провести институциональные изменения – от улучшения инвестиционного климата к нормальной работе судебной власти, утверждает эксперт.
“Опыт Греции показывает, что могут сделать политики, внедряя в стране популистскую политику, и до чего можно довести страну, ничего не меняя, делая только то, что нравится избирателям, и избегая важных структурных реформ”, – считает Олег Устенко.