Железная дорога становится все беспомощнее в вопросах обеспечения потребностей экономики из-за проблем с вагонами. Пока выполнять перевозки внутри страны удается за счет сознательного отказа от транзита, что в итоге может окончательно перечеркнуть надежды Украины на закрепления за ней статуса транзитной державы
Все меры «Укрзалізниці» по преодолению дефицита подвижного состава не дали результатов. Даже несмотря на то, что, как заявила администрация пару месяцев назад, ей удалось вернуть из-за рубежа около 11 тыс. вагонов — грузоотправители не почувствовали появления на рынке дополнительных перевозочных мощностей.
Напомним, именно необходимостью возврата в страну дефицитных вагонов, которые бесконтрольно использовались железнодорожными администрациями соседних стран, «Укрзалізниця» объяснила авральный вывод вагонов на баланс своих дочерних структур. В разгар этого процесса транспортные компании и грузовладельцы понесли ощутимые потери, поскольку на протяжении какого-то времени перевозки практически замерли из-за недоступности вагонов вследствие их переходного статуса.
Но даже по прошествии шести месяцев с момента начала этих реформ рынок не почувствовал обещанного облегчения — дефицит вагонов только усугубляется. «Такого не было уже давно. Мы запрашиваем совершенно небольшое количество вагонов, не более пяти, и у железной дороги уходит неделя, чтоб обеспечить нам этот подвижной состав»,— говорит представитель одной из компаний-грузовладельцев.
Самые серьезные проблемы с транзитными и экспортными грузами. «Заявки на перевозку внутри страны «Укрзалізниця» еще кое-как выполняет. На экспорт вагоны подаются «со скрипом», а транзит вообще фактически стал»,— рассказывает представитель экспедиторского бизнеса, объясняя, что железная дорога пытается бороться с нехваткой подвижного состава повышением оборачиваемости вагонов.
Такая фальсификация результатов позволяет железнодорожникам отчитываться о повышении эффективности. Так, по итогам первого квартала глава ГП «Украинский транспортно-логистический центр» Владимир Иващук заявил, что за этот период оборачиваемость собственных вагонов «Укрзалізниці» улучшилась с 6,5 суток в начале года до 5,2 суток по состоянию на апрель. При этом оборачиваемость инвентарного вагона, который отправляется за границу, достигает 20 суток.
Искусственно удерживая вагоны внутри страны, железная дорога продолжает катастрофическими темпами терять транзит: по итогам первого квартала он сократился на 17%, в апреле-мае эта тенденция сохранилась. По данным экспедиторской фирмы, работающей с транзитом из стран Западной Европы, в данный момент только на пунктах пропуска Закарпатской области скопилось около 600 вагонов из-за того, что железная дорога не подает подвижной состав для перегрузки товаров на вагоны широкой колеи. «Нам говорят: вагонов нет, и все, и это продолжается неделями. Но даже если сейчас ««Укрзалізниця» найдет требуемое количество вагонов, понадобится минимум семь дней, чтобы вывезти скопившиеся там грузы. А по трети из них уже истекает 30-дневный срок транзита, предусмотренный новым Таможенным кодексом. Все это может быть чревато для Украины международным скандалом»,— жалуется экспедитор.
В «Укрзалізниці» сетуют, что к настоящему моменту проблема старения парка актуальна как никогда. На текущий год приходится пик планового списания вагонов. Возвращение подвижного состава из-за границы, которое госадминистрация подавала как большое достижение и одновременно оправдание внезапно созданного коллапса на рынке грузоперевозок в начале года, принесло одни разочарования. Как заявляют в «Укрзалізниці», вагоны неожиданно оказались в очень плохом состоянии, а многие вообще не пригодны для перевозки.
«Мы реально оценили состояние нашего парка и выяснилось, что он даже хуже, чем мы думали, и нужно больше средств на ремонт вагонов, возвращенных из СНГ в совершенно разбитом состоянии»,— процитировала заявление на эту тему Владимира Иващука пресс-служба госадминистрации.
Тем не менее железная дорога не спешит сделать более прозрачным процесс списания вагонов — как на самом деле реструктуризируется ее парк, до сих пор непонятно. По последним данным госадминистрации, в настоящий момент рабочий парк вагонов составляет 99 тыс. единиц, из которых полувагонов 41 тыс. единиц. Официальные данные по размеру парка на начало года — 120 тыс. единиц, из которых 58 тыс. — полувагоны. А к 2015 г., прогнозируют в «Укрзалізниці», в ее распоряжении останется только 54 тыс. вагонов (17,6 тыс. — полувагоны).
Справедливости ради стоит отметить, что вина за нехватку вагонов лежит не только на железнодорожной администрации. Как известно, правительство до сих пор не утвердило финплан «Укрзалізниці», сопротивляясь ее намерениям закупить в этом году рекордное количество вагонов. С другой стороны, железной дороге пока не приходится ожидать, что проблема дефицита парка разрешится при участии частных инвесторов. Их доверие полностью утрачено после того, как за долгие годы сборов за «вагонную составляющую» (часть тарифа «Укрзалізниці», которая должна идти на обновление парка) вагоны под разными предлогами совершенно не закупались.