По итогам расширенного совещания с коммерческими банками, которое проходило на минувшей неделе, НБУ принял решение обратиться к агентству Thomson-Reuters и в Emerging Markets Trade Association с запросом об уровне валютных котировок, которые выставляли финучреждения в конце мая. В Нацбанке считают, что банкиры пытались раскачать курс гривни. А эксперты уверены, что таким образом ряд иностранных банков пытается заработать на выходе нерезидентов с украинского рынка
Как рассказал «i» высокопоставленный источник в Национальном банке, помимо обсуждения текущих проблем в финансовой системе и организации работы банков во время чемпионата Европы, на всеукраинском совещании регулятора с банкирами очень остро стоял вопрос курсовых манипуляциях, которые привели к ослаблению курса гривни к доллару в конце мая до уровня 8,07-8,12 грн. за доллар.
В частности, 23 мая наблюдался резкий скачок фиксинга EMTA uah, который является базой для расчета котировок беспоставочных форвардов на курс гривни (NDF uah — котируется преимущественно в лондонских брокерских фирмах). Фиксинг EMTA uah рассчитывается агентством Thomson-Reuters по методике, установленной EMTA: девять банков-нерезидентов, названия которых закрыты, объявляют свои котировки на курс гривни. Усредненные показатели курсов покупки и продажи фиксируются в EMTA uah.
«23 мая фиксинг подскочил сразу на 5,5 коп. выше рыночных котировок — до уровня 8,115 грн./$1,— говорит собеседник «i» из Национального банка.— Однако ни один из банков с иностранным капиталом не покупал в тот день валюту по таким котировкам».
В Нацбанке считают, что скачок фиксинга EMTA uah и последующее движение за этими котировками рынков наличной и безналичной валюты были следствием манипуляций иностранных банков с курсом.
«Фиксинг является индикатором курса гривни к доллару для нерезидентов, которые принимают решение о вхождении на украинский рынок или выходе из него. То есть когда иностранная компания дает своему банку поручение купить или продать валюту, то сделка рассчитывается по текущему фиксингу EMTA uah,— поясняет чиновник НБУ.— Мы видим в скачке фиксинга манипуляции с курсом, которые могли быть проделаны для того, чтобы заработать на крупном клиенте, который выходил из Украины, либо на закрытии значительного контракта NDF uah».
В Нацбанке говорят, что согласно закону о НБУ и инструкции о порядке регулирования деятельности банков, не могут применить к финучреждениям меры воздействия за манипуляции с курсом (хотя на фондовом рынке манипулирование является основанием для применений санкций к участникам рынка и за это предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.— «і»). Однако будут обращаться к материнским конторам банков, дилеров которых подозревают в манипуляциях с требованием провести внутреннее расследование по подозрению в сговоре и нерыночных действиях.
Чтобы получить информацию о банках, представлявших свои котировки для расчета фиксинга EMTA uah 23 мая, а также уточнить уровень этих котировок по банкам, НБУ обратился с запросом к агентству Thomson-Reuters и в Emerging Markets Trade Association.
Получить комментарии EMTA не удалось. А один из сотрудников Thomson-Reuters уверил «i», что информацию регулятору не предоставят, так как договор о расчете фиксинга подразумевает «конфиденциальность данных участников индекса».
В то же время казначеи банков говорят, что перечень финучреждений, которые предположительно представляют свои котировки для расчета фиксинга EMTA uah, рынку известен. «Это ключевые банки, которые обслуживают нерезидентов на украинском рынке — «ИНГ Банк Украина», «Креди Агриколь Банк», «Ситибанк», «Дойче Банк», а также «ОТП Банк», «Уникредит Банк», «Райффайзен Банк Аваль», УкрСиббанк и банк «Форум»,— перечисляет один из казначеев.
При этом, по его словам, обвинять все эти финучреждения в манипуляциях с курсом гривни нельзя. «Такой масштабный сговор невозможен,— уверен финансист.— Скорее всего, три-четыре банка просто подали сильно завышенные котировки, зная о выходе крупного клиента с рынка».
В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что ослабление курса гривни могло быть реакцией рынка на резкое падение курса рубля — так, за месяц курс российской валюты обвалился на 15%. «Наблюдался слишком высокий спрос на покупку за рубль гривни — через которую покупали евро, а затем доллар. Падение курса могло быть вызвано большим перетеканием рублей через гривню в валюту и попыткой банков на этом заработать»,— полагает эксперт.