Израильские ученые в аэродинамической лаборатории университета Хайфы работают над проектом контроля движения насекомых различных видов, конечной целью которого является превращение их в биороботов, способных к выполнению боевых задач
Вместо того, чтобы конструировать микросамолет, длина которого не превышала бы несколько сантиметров, исследователи решили воспользоваться преимуществами, которые дают насекомым сотни миллионов лет эволюции.
«Для того, чтобы создать дроны (беспилотные летательные аппараты в масштабах насекомого, нужны сложные системы мониторинга и контроля, а также необходим источник энергии для полета», – объясняет глава проекта, профессор Даниэль Вайхс, недавно работавший генеральным директором израильского министерства науки и технологий.
Вайхс не готов раскрывать подробности своих исследований и целей их проведения. Он говорит, что сам толком не знает, какое конкретное применение им найдут военные.
Аэродинамическая лаборатория Вайхса не похожа ни на одно подобное заведение в мире. В ней не найти ни одного образца самолетного оборудования. Вместо этого она наполнена аквариумами и ящиками, наполненными мухами, кузнечиками, пчелами, а также ведрами с растениями, на которых сидят стрекозы. В центре лаборатории стоит симулятор полетов – длинная труба с вентилятором. В нем висит кузнечик, борющийся с создаваемым вентилятором лобовым ветром.
На первом этапе исследователи изучили все малейшие движения, связанные с полетом насекомого. С этой целью в симулятор были установлены две камеры, записывавшие каждое движение мускулов летящего насекомого. В дополнение к этому сенсоры, вживленные в разные части тела насекомого, передавали электрические сигналы, получаемые во время полета. Это позволило ученым идентифицировать все импульсы, связанные с полетом. После этого они «перевели» движения насекомого во время полета на язык кода, состоящего из электронных сигналов. Пользуясь этим кодом, они могут посылать сигналы мускулам насекомого и принуждать его к движению в желаемом направлении.
«Мы создали карту, которая показывает, что если сигнал А послан мускулу В насекомого, оно повернет вправо, если я введу сигнал С в мускул D, оно повернет влево», – отметил Вайхс.