Переходное правительство Греции во главе с премьером Пападимосом выбилось из графика: переговоры о списании долгов и новой программе помощи не завершены, приватизация застопорилась, а дата выборов все ближе и ближе.
Не прошло и полутора месяцев с того момента, как премьер-министр Лукас Пападимос сформировал новое правительство Греции, а оно уже попало в цейтнот. В марте ему предстоит погасить государственные облигации на сумму в 14 миллиардов евро. До этого необходимо, с одной стороны, подписать соглашение с частными кредиторами о списании примерно половины греческих долгов, а с другой – завершить переговоры по второму пакету помощи объемом в 130 миллиардов евро. Однако Европейский Союз, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд предоставят эти деньги только при условии, что парламент в Афинах примет широкомасштабную программу структурных реформ. Но именно тут-то дело и застопорилось.
Переговоры неплохо продвигаются
Афинский экономист и публицист Панагиотис Бусбурелис пока не склонен драматизировать ситуацию. Он считает, что новому премьеру просто нужно больше времени: “Переговоры о добровольном обмене старых греческих облигаций на новые с более длительными сроками погашения продвигаются вполне неплохо”. По данным собеседника, имеется вполне обоснованная надежда на то, что процентная ставка по этим новым бумагам составит порядка 4 процентов годовых, что весьма умеренно.
Заключение соответствующего соглашения стало бы серьезной победой Лукаса Пападимоса. Он уже набрал немало очков, когда обеспечил принятие нацеленного на строжайшую экономию бюджета на 2012 год. Но вот добиться успехов на других важных направлениях кардинального реформирования страны, таких, как приватизация обширной государственной собственности или сокращение чиновничьего аппарата, переходный премьер пока не сумел, признает Панагиотис Бусбурелис.
Социалисты требуют переноса выборов
Входящие в коалиционное правительство греческие социалисты были бы от души рады предоставить нынешнему беспартийному премьеру побольше времени для работы. Ведь это дало бы им шанс преодолеть раздрай в собственных рядах, резко обострившийся после отставки в ноябре 2011 года бывшего премьера Георгиоса Папандреу, и согласовать кандидатуру его возможного преемника.
Перед самым Новым годом вице-премьер и министр финансов Греции Эвангелос Венизелос заявил после многочасового заседания руководства Всегреческого социалистического движения (ПАСОК), что намеченные на 19 февраля досрочные парламентские выборы необходимо перенести на более поздний срок. Он предложил провести их после Пасхи, которая будет отмечаться в Греции 15 апреля.
Экономист Панагиотис Бусбурелис тоже считает, что от первоначального плана провести выборы именно в феврале следует как можно быстрее отказаться: “В настоящее время параллельно идут крайне важные переговоры, вступившие к тому же в решающую фазу. Ну, нельзя же в такой ситуации прощаться с партнерами и идти голосовать!” Эксперт убежден, что полномочия нынешнего правительства необходимо продлить как минимум до апреля.
Впрочем, так считают в Афинах далеко не все. Лидирующие в опросах общественного мнения консерваторы, например, не видят никаких веских причин переносить выборы. В свою очередь вошедшие в коалиционное правительство правые популисты заявляют, что проводить голосование надо либо немедленно, либо не раньше конца года.
В возврате к драхме заинтересованы жулики и спекулянты
Однако подобные разногласия между политиками – это еще полбеды. Стелиос Катранидес, профессор экономики Университета в Салониках (крупнейшего академического центра в стране), убежден, что подлинную угрозу процессу реформ в Греции представляют действующие за кулисами группы интересов: “В нашей стране есть силы, которые хотят, чтобы все осталось, как есть, поскольку на самом деле они стремятся к возврату к драхме”.
В этом заинтересованы, в частности, бизнесмены с сомнительной репутацией, задолжавшие государству огромные суммы и, видимо, рассчитывающие на то, что в суматохе денежной реформы об их долгах как-то забудут. Заинтересованы в возрождении прежней мягкой национальной денежной единицы и некоторые спекулянты. Они запаслись твердой валютой и теперь надеются, что в условиях экономического коллапса, который неминуемо наступит после отказа Греции от евро, смогут задешево скупить наиболее ценную собственность в стране.