Каждый квартал ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров (АССА) проводит исследование состояния глобальной экономики (ACCA Global Economic Conditions Survey), во время которого опрашивает экспертов в сфере финансов, бухгалтеров, членов АССА во всем мире. Эммануил Схизас, старший советник по разработке политик в АССА, рассказывает о результатах последнего исследования, проведенного во втором квартале 2011 г.
В конце 2010 г., когда непривычно холодная зима заставила многих усомниться в силе восстановления в большей части развитого мира, АССА отметила, как малый и средний бизнес (МСБ) удерживал свои позиции. На самом деле бухгалтеры в самых больших из этих компаний оставались самыми уверенными на протяжении почти девяти месяцев с конца 2010-го и первой половины 2011 г. Тем не менее за три месяца до июня 2011 г. уверенность среди членов АССА, работающих в МСБ, упала по всему миру, а микропредприятия (менее 10 сотрудников), в частности, страдают от потери уверенности, которую до того мы наблюдали только в госсекторе.
Цифры, приведенные ниже, подытоживают разные уровни уверенности в процессе экономического восстановления в зависимости от размера бизнеса. Хотя из графика может следовать, что существуют серьезные различия в уровнях уверенности среди бухгалтеров в большом и малом бизнесе, на самом деле это не совсем так, и почти все эти эффекты исчезают, когда мы принимаем во внимание другие факторы. Хотя размер сам по себе не помогает объяснить уровни уверенности бизнеса за последние три месяца, другие факторы, общие для малого бизнеса, объясняют.
Один из факторов — это настроения старшего менеджмента в разных секторах и формах (размерах) бизнеса. Старший менеджмент на всем протяжении восстановления экономики был более уверен в своих организациях, чем их младшие коллеги. Это отношение, тем не менее, становится обратным, когда появляются признаки паники. Это произошло опять в прошлом квартале, и в малом бизнесе, управляемом собственником, это определило настроение для всей компании.
Другим главным драйвером уверенности является разница между национально- и международно-фокусированными компаниями. Респонденты, работающие для международных фирм, которые, как правило, больше, существенно оптимистичнее работающих в национально-ориентированных компаниях, даже принимая во внимание разницы в уверенности между странами (т.е. силу внутреннего рынка) и секторами. Во время экономической нестабильности работа на несколько рынков действует как операционный хедж, уменьшающий риски, которым подвержен бизнес.
Затем, конечно, следуют фундаментальные принципы.
Для микропредприятий (до 10 работников) доступ к финансированию почти не улучшился за два года, и с середины 2010 г. те успехи, которые имели малые (от 10 до 49 работников) и средние (от 50 до 249) предприятия, повернулись вспять. Только для большого бизнеса условия финансирования улучшаются, и не намного, ведь банки остаются под давлением.
В результате инвестиции среди большого бизнеса изменчивы, но растут, в то время как для МСБ перспективы инвестиций улучшаются в связи с ростом новых заказов, несмотря на все вопросы финансирования. С другой стороны, респонденты, работающие на микропредприятиях, сообщают, что и новые заказы, и инвестиции резко падают второй квартал подряд.
Чем меньше бизнес, тем сильнее он будет ощущать эффект инфляции. Хотя респонденты из микропредприятий все еще озабочены падающим спросом, для остальных форм бизнеса инфляция — наиболее часто цитируемая проблема нынешнего экономического климата.
Наконец, есть важный вопрос возможностей. В целом, микропредприятиям, похоже, сложно поймать возможности добавленной стоимости во время восстановления экономики, и даже для остальной части сектора МСБ возможности не умножаются очень быстро. За последние три месяца возможностей через инновации стало меньше для бизнесов всех размеров, и, похоже, общего движения вверх не намечается, кроме, возможно, для большого бизнеса. Возможности в новых и нишевых рынках увеличиваются медленно, кроме как для микропредприятий. Микропредприятия также перестают инвестировать в качество, эти инвестиции в основном остаются на одном уровне среди других компаний МСБ и больших фирм.
В чем микропредприятия уникально хороши во время «восстановления», так это в приспособлении к изменениям поведения заказчика. За прошлый год процент респондентов, отметивших такие возможности, вырос экспоненциально. Но похоже, что поскольку рецессия повредила их способность расширяться, самые малые предприятия берут на вооружение позицию, которая является слишком консервативной для их же блага.
Центральная и Восточная Европа поддерживается стабильными основами, в то время как в остальной Европе ситуация ухудшается
В настоящее время складывается впечатление, что регион вырывается из бури европейского фискального кризиса, несмотря на то, что уверенность респондентов в своих компаниях и их вера в глобальное восстановление постепенно размывается. Около 45% респондентов в регионе (ранее было 50%) считают, что глобальные экономические условия улучшаются или скоро улучшатся, но только 26% сообщили об увеличении уверенности (практически на том же уровне — 27% в прошлом квартале).
Основы обнадеживают. Доходы бизнеса, доступ к финансам и условия движения денежных средств все более стабильны, что вызвало рост капитальных расходов в регионе. Тем не менее перспективы занятости и инвестиций в персонал все еще негативны. Респонденты говорят о больших возможностях прибыли от инноваций и клиентских инсайтов и о меньших возможностях урезать издержки или поощрять эффективность цепочек поставок.
Респонденты в регионе ожидают, что государственные расходы будут расти умеренно в течение следующих пяти лет. Эта перспектива выглядит сейчас более устойчивой, чем когда этот вопрос задавался в предыдущих исследованиях. Только около 8% ожидают, что их национальные правительства будут опасно чрезмерно расходовать средства в среднесрочной перспективе по сравнению с 14% в предыдущем квартале.
_______________________________
Взгляд из Грузии
Георгий Окроашвили, член АССА
Во время 2011 г. экономика Грузии продолжала рост, начавшийся во второй половине 2010 года: ВВП вырос на 5,8% в перерасчете на год в первом квартале (по сравнению с предыдущим годом) и на 4,7% — во втором квартале 2011 года. Рост был в основном благодаря инвестициям в общественную инфраструктуру, туристический и аграрный секторы.
Страна пережила глобальный кризис относительно спокойно, благодаря поддержке международных доноров. Для повышения уверенности инвесторов были проведены законодательные изменения, которые ограничили возможности займа для правительства, и несколько государственно-частных партнерских программ были инициированы в 2011 г. Коммерческие банки активно кредитовали в первой половине 2011 г., общий размер банковских кредитов вырос на 10,2% за этот период.
Несмотря на успехи, безработица и инфляция были высокими в течение полугодия. Годовые темпы инфляции составили 13,9% на конец марта, а безработица колебалась в районе 16% в этом периоде. Хотя аналитики оценивают рост ВВП экономики Грузии в 5-5,5% до конца 2011 г. (и, возможно, 4,5-6,0% роста в 2012 г.), они отмечают, что долгосрочное экономическое развитие будет зависеть от сохранения политической стабильности, дальнейшего улучшения бизнес-климата и борьбы с высокой безработицей и инфляцией.
Дмитрий Ануфриев, член АССА, партнер отдела корпоративных финансов компании «ДЕЛОЙТ» в СНГ
В разных странах Центральной и Восточной Европы компании столкнулись примерно с одинаковыми трудностями — потребители ограничивают свои расходы, бизнес придерживается жестких мер экономии, а замедление роста западных экономик представляет угрозу экспорту. Под влиянием глобальных процессов в Западной Европе руководители предприятий ощущают угрозу второй волны кризиса и сегодня в меньшей степени рассматривают М&А в качестве инструмента расширения. Упор делается на увеличение эффективности и сокращение издержек. В то же время ряд инвестиционных фондов переориентируется на более доходные рынки Центральной и Восточной Европы.
Топ-менеджеры компаний региона называют ряд ключевых приоритетов дальнейшего развития бизнеса. Это в первую очередь поддержка роста компаний (за счет привлечения новых клиентов и повышения уровня доходов от существующих), положительные финансовые результаты, а также улучшение качества процессов управления персоналом.