Чиновники уверяют: урожая овса, который собрала Украина, хватит, чтобы не допустить роста цен на овсяную крупу — предложение зерна перекрывает внутреннюю потребность минимум на 10%. Однако полностью успокоить потребителя мешают данные о неважном качестве собранной культуры, а также то, что ровно год назад правительство почти теми же словами убеждало о стабильности на рынке другой продовольственной культуры — гречки
Кризиса на рынке овса нет и быть не может — таково мнение Министерства аграрной политики и продовольствия. Согласно распространенному ведомством сообщению, ситуация на рынке овса в настоящее время стабильна и не имеет тенденции к ухудшению. Уверенности в благополучии этого сегмента рынка чиновникам придает рост результатов уборки урожая по сравнению с прошлым годом. Производство овса в Украине ожидается на уровне 507 тыс. т против 458 тыс. т в прошлом году. При этом емкость внутреннего рынка с учетом кормовых потребностей и потребления в пищу людьми составляет около 450 тыс. т. То есть налицо превышение предложения над потребностью на 12%. «При этом Минагропрод пока оперирует приблизительными данными, и фактически собранный урожай может быть даже больше»,— уточняет аналитик зерновых рынков ГИАЦ «Госвнешинформ» Александр Одосий.
Столь же позитивные оценки дают чиновники и ценовой составляющей рынка: по данным Минагропрода, средний уровень закупочных цен на овес у производителей составляет 1950-2000 грн./т против 2150 грн./т на соответствующую дату прошлого года. «Такое снижение уровня цен в сравнении с прошлым годом является индикатором стабильности данного сегмента рынка и свидетельствует о высоком уровне насыщенности такой продукцией. Таким образом, угроза дефицита овса на внутреннем рынке в т.г. отсутствует»,— заявил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк.
Также Минагропрод учел в своих прогнозах и традиционный импорт продуктов переработки овса — его средний ежегодный объем составляет около 15 тыс. т. Правда, чиновники не уточнили, что большая часть этого объема приходится на разнообразные сухие завтраки, мюсли премиального сегмента, цена на которые стартует от 20 грн./250 г. Тем не менее эти объемы в сумме с переходящими остатками продукта прошлого сезона (таковых на рынке не более 20 тыс. т) и текущего урожая генерируют предложение овса на рынке на уровне 582 тыс. т.
«Украина практически не торгует овсом на внешних рынках, если и вывозятся, то небольшие объемы и преимущественно фуражных классов. То есть если предложение действительно превышает спрос, то можно с большой долей вероятности говорить о сбалансированности рынка овса»,— отмечает Александр Одосий. Он отметил, что незначительные ценовые колебания цен на овес могли бы вызвать рост цен на другие зерновые культуры — рожь, пшеницу, но он вряд ли будет значительным. «В любом случае такой ажиотаж, как с гречкой, мы вряд ли увидим»,— говорит он.
Подводные камни
Участники рынка, тем не менее, называют сразу несколько слабых мест в радужной картине, нарисованной Минагропродом. Так, если количественные показатели урожая овса в стране действительно улучшились — рост составляет 10% по сравнению с результатом прошлогоднего, дефицитного сезона, когда было убрано 460 тыс. т, то качественные его характеристики, наоборот, значительно снизились. Затяжные дожди в конце июня нанесли вред качественным показателя урожая, и, таким образом, к продовольственным классам относится, скорее всего, меньшая его часть. Тем не менее на рынке без труда можно было бы отыскать достаточно партий подходящего качества, чтобы перекрыть продовольственную потребность внутреннего рынка, которая оценивается в 60-80 тыс. т, если бы не одно «но» — товаропроизводители не спешат продавать свой товар. Как отмечают участники рынка, в настоящее время переработчики не могут сформировать производственные партии, не говоря уж о формировании долгосрочных запасов, поскольку товаропроизводители заняли выжидательную позицию. Обусловлена она, с одной стороны, желанием аграриев дождаться более привлекательных цен, которые сейчас, на момент максимума предложения зерновых на рынке, традиционно находятся на низком уровне. С другой стороны — в низкой торговой активности на аграрном рынке повинны сами власти и непрогнозируемая госполитика в АПК. Так, сельхозпроизводители придерживали зерно в расчете на отмену экспортных пошлин, которая была обещана уже в октябре, однако на последнем заседании правительства премьер-министр Николай Азаров категорически заявил, что Кабмин не намерен отменять пошлины на экспорт зерновых. «Поэтому мы не знаем, как им поступать и что и почем продавать — поскольку само правительство не может спрогнозировать собственные действия даже на месяц вперед»,— пояснил одни из производителей.
Повторение пройденного
Напомним, что с начала года овсяная крупа подорожала на 6 грн. — до 15 грн./кг, за один только май прибавив 4 грн. С дефицитом Украина столкнулась в разгар сезона уже в марте-апреле, за несколько месяцев до поступления на рынок нового урожая — запасы на 1 марта составляли всего 5,3 тыс. т, на 84% меньше, чем годом ранее. В конце мая чиновники заявляли о возможной необходимости импорта овса в Украину, чтобы продержаться до нового урожая. Тем не менее этот новый урожай, хоть и собранный, пока не может оказать стабилизирующее влияние на рынок.
Еще один фактор, который не прибавляет доверия к министерскому прогнозу,— прошлогодняя ситуация на рынке гречки. В прошлом году — хотя уже к августу и участники рынка, и эксперты, и даже отдельные депутаты твердили о дефиците гречневой крупы — Минагропрод не мог поверить в очевидное и настаивал на своей официальной версии, что гречки в стране собрано в избытке. В частности, из-за такой отсрочки спасать ситуацию на рынке кинулись только весной, пожарными методами. В качестве стабилизирующей меры было решено импортировать около 25 тыс. т гречки из Китая. Как потом выяснилось, продукт, купленный за рубежом, оказался специфическим, мало пригодным для потребления, а привозившая гречку компания «ХлебИнвестбуд» навлекла на себя обвинения в коррупции и накрутке отпускных цен. Кроме того, гречка поступила на рынок уже летом, то есть накануне нового урожая, в то время как пик цен пришелся на конец зимы — весну.