
Андрей Деркач, заместитель главного редактора

Все вроде бы гладко, да вот что-то мешает мне в этом приторно-демократичном, словно неготовая бражка, законопроекте. Впервые я о самогоне услышал в детстве. Сестра моего деда Ольга в голодные послевоенные годы женила в селе единственного оставшегося в живых сына. В конце сороковых дефицитом было все. На свадьбе гуляло все село, были родственники из соседних. Накупить на такое количество гостей казенной водки было не по карману вдове-колхознице. Поэтому пришлось одолжить самогонный аппарат и поставить брагу на тертой сахарной свекле. Еще не успели протрезветь гости, как из района к бабе Ольге приехали милиционеры — по давней украинской традиции кто-то из односельчан позаботился, чтобы не слишком радовались в семье, которая на недавней войне потеряла отца и старшего сына. Отсидела вдова за самогон целый год.
Теперь за самогоноварение только штраф. Но почему-то в предложении о его отмене видится скорее завуалированная отмашка к поголовному спаиванию украинского села. Именно там чаще всего варят и потребляют различные виды самогона. Наличные деньги, которых там мало даже по украинским меркам, там стараются не тратить. А вот зерно, получаемое от арендаторов на паи, можно пустить на производство домашней водки. Идут в ход и отходы сахарного производства, да и сама свекла, как в давние времена. Умельцы хвалятся друг перед другом экзотическими напитками из фруктов, варенья, конфет. Но за всем этим разнообразием видятся болезни, разрушенные семьи, вымирающие села. Кто-то скажет, так это же традиция, за стол без рюмки не садятся у нас, особенно если праздник, гости.
Тонкая грань отделяет символическую рюмку от бытового пьянства, а затем и алкоголизма. Пораженный этим страшным недугом не способен адекватно воспринимать самого себя и окружающий мир. И никто не заставит меня поверить, что защита права алкоголика на невмешательство в его частную жизнь является демократичной и гуманной. Логика, которой руководствуется автор законопроекта, может привести нас к снятию запрета и на производство наркотиков для собственного употребления. И примеры есть — в Голландии ведь можно. А страна самая что ни на есть демократическая. Почему-то именно эту сторону свободы наши законодатели готовы предоставить нам немедленно. Нет чтобы уровень жизни хоть немного приблизить к западноевропейскому или систему социального обеспечения. Но для этого нужны усилия. А самогон разрешить можно нажатием кнопки в зале Рады. И это не случайно: латифундисты нынешние и будущие не заинтересованы в наличии избытка людей на украинских черноземах.