Срыв? В Харькове успели сделать 11 машин, но они не попали на парад в Багдад из-за пушкарей и политики
Вчера в интернете появилась информация о том, что харьковские БТРы отказалось принимать министерство обороны Ирака, из-за чего под угрозой срыва оказался крупнейший оборонный заказ Украины. Обвинения посыпались в адрес руководства государственной компании «Укрспецэкспорт», которая взяла на себя кураторство по выполнению контракта. Однако в Харьковском конструкторском бюро машиностроения им. Морозова говорят, что всему виной пушкари из Каменец-Подольского, которые некачественно сработали.
По предварительной договоренности, наши БТРы модификации 4Е (предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою, развивает скорость до 110 км/час) должны были засветиться 5 января в Багдаде, где проходил военный парад в честь Дня армии республики Ирак. Но этого не случилось. Напомним, 11 бронетранспортеров — лишь малая часть контракта, который заключила Украина с Ираком в 2009-м. Согласно условиям заказа, харьковское КБ должно поставить в Ирак 270 линейных БТР-4, 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и 10 ремонтно-эвакуационных, киевский «Антонов» — 6 легких транспортных АН 32Б. Этот контракт стал продолжением участия Украины в миротворческой миссии в Ираке, а сумму сделки оценивали в 2,4 млрд долларов.
Еще летом в Харькове начались проблемы: мало того, что один из подрядчиков, завод имени Малышева, срывал сроки изготовления двигателей для БТРов, так еще и запросил за них 60 тысяч долларов. По словам губернатора Михаила Добкина, немецкие аналоги на порядок дешевле. Генконструктор КБ им. Морозова Михаил Борисюк тогда негодовал: оставалось всего 4 месяца на доработку и испытание машин, а в октябре уже нужно отправлять первую партию БТР-4. В октябре, когда машины осматривал первый вице-премьер Андрей Клюев, о срыве контракта уже не говорили. Но постепенно сроки сдвинули на ноябрь, потом на декабрь, в итоге не успели и на январский парад. Сейчас все 11 машин стоят на территории ХКБМ, накрытые брезентом.
«15 декабря мы собирались отправить первую партию, 11 машин, — рассказал «Сегодня» Михаил Борисюк. — Но нас подвели пушкари из Каменец-Подольского. В их орудиях оказались дефекты». К прискорбию для всех, неполадки выявили не на этапе испытаний украинской стороной, а уже когда заказ принимали иракцы. 30-миллиметровые пушки допускали осечки и задержки, пояснил Борисюк. В итоге орудия сняли и отправили на доработку, до конца января они вернутся в Харьков, теперь их будут испытывать более пристально. Генерал Борисюк говорит, что крупную партию БТРов делали в первый раз, и до этого опыта работы с западными пушкарями не было.
Кроме технических неполадок, из-за которых забраковали БТРы, есть еще и политическая составляющая, но о ней вслух не говорят: в «Укрспецэкспорте» (заключал контракт с Ираком) с 5 января — новый директор Дмитрий Саламатин. Он говорит, что комментировать контракты не может. Чем грозит для Украины срыв поставок, неясно. Пока штрафных санкций нет, но репутация испорчена: машины не попали на парад и, кроме того, пропустили выставку оборонной промышленности. Тем не менее, Михаил Борисюк настроен оптимистично: обещает, что в конце февраля Ирак получит первую партию своих бронетранспортеров, 26 штук, а до конца 2012 — оставшиеся из 420. Если, конечно, пушки начнут точно и с необходимыми интервалами стрелять.