Андрей Уманец, специальный корреспондент
В одной из своих статей я обращал внимание на то, что в работе Высшей квалифкомиссии судей (ВККС) появился очевидный и вместе с тем неприятный момент: ее члены практически перестали выяснять профессиональный уровень кандидатов на должности судей. Это разительно отличалось от практики предыдущего состава ВККС, когда комиссия весьма дотошно проверяла знания будущих служителей Фемиды. Причем такого рода экзамен позволял, в том числе и журналистам, достаточно четко понять, почему по кандидатам принимаются те или иные решения.
Недавно я поразился тому, как председатель ВККС Игорь Самсин интерпретирует происходящее. Оказалось, что господин Самсин положительно оценивает новые веяния в своем ведомстве. Более того, отказ от проверки знаний у отдельных кандидатов, по его мнению, является проявлением толерантности и мягкости по отношению к судьям. «Если судья хорошо работал, к нему нет претензий по поводу его квалификации, на него не поступило жалоб, то зачем нервировать его еще массой вопросов?» — отметил как-то глава комиссии.
С этим можно было бы согласиться, если бы не одно но: в свое время сами члены ВККС завели у себя традицию по скрупулезному выяснению знаний кандидатов. Более того, они же последовательно придерживались этой традиции в течение длительного периода времени. А раз так, то резкий крен в противоположную сторону неминуемо заставляет заподозрить нечто неладное. Худший вариант, который можно предположить,— кандидаты проходят экзамен в неком укромном месте и комиссия только формально фиксирует этот результат. Но это только призрачные догадки.
Помимо этого, нынешняя точка зрения Игоря Самсина заставляет задать целый ряд вопросов по некоторым случаям, которые имели место в работе ВККС за последние годы. Например, какие сомнения в 2009 г. возникли по поводу квалификации экс-главы Печерского райсуда Киева Владимира Колесниченко, когда тот пытался стать судьей Высшего админсуда? Члены ВККС того состава, среди которых был и господин Самсин, завалили господина Колесниченко, как школьника на экзамене. Удивительным образом это совпало с нежеланием команды главы Верховного суда Василия Онопенко видеть этого человека в судебной системе. Но при этом сегодня, когда Владимир Колесниченко стал главой многосильного Высшего совета юстиции (ВСЮ), у кого-то повернется язык усомниться в его компетентности?
Точно такая же ситуация была и с экс-первым замглавы Высшего хозсуда (ВХСУ) Николаем Титовым, когда тот в 2008 г. решил вернуться в этот же суд. Понятно, что многие члены ВККС еще помнили, как работал господин Титов. Но устроенный ему экзамен выдержал бы, пожалуй, не каждый его экзаменатор. Кстати, тогда Игорь Самсин был главой ВККС. При этом комиссия под его руководством в течение долгих месяцев не могла одобрить уход на пенсию главы ВХСУ Сергея Демченко, а потом направляла в ВСЮ некорректно оформленные документы по этому судье.
Таким образом, и в период открытости, которая была однозначно позитивным фактором в работе ВККС, случались, мягко говоря, странно-политические вещи. Но можно было, по крайней мере, понять, что делают члены ВККС по своей воле и что они делают под давлением непреодолимых внешних обстоятельств. Нынешняя же ситуация ведет только к возникновению все новых подозрений, от которых рассуждениями о толерантности и мягкости вряд ли удастся отделаться.