Осень налоговой реформы

27 сентября 2010, 10:44
no image

Итогом реформы должно стать снижение налогового давления на легальный сектор экономики и вывод из тени нелегального сектора

Проект Налогового кодекса призван стать главным имиджевым документом президента Виктора Януковича в преддверии местных выборов и козырной картой премьер-министра Николая Азарова, который презентует этот документ директору Международного валютного фонда (МВФ) Доминику Стросс-Кану в качестве одного из выполненных пунктов обновленного меморандума МВФ. Как дался этот документ правительству и почему он далек от совершенства, изучала Светлана Крюкова.

Десять лет

История украинской налоговой реформы насчитывает ровно десять лет. Проект Налогового кодекса власти начали готовить в 2000 г., во время премьерства Виктора Ющенко. В 2001-2002 гг. первая версия проекта была подготовлена и принята в двух чтениях, однако дальше дело не пошло. Затем политический кризис снял вопрос с повестки дня. В 2005-2006 гг. робкие попытки принять этот документ принимали правительства Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова, однако комплексная редакция этого документа появилась только в 2007 г., во время премьерства Виктора Януковича. Тогда правительство успело передать документ в парламент, где текст был аннулирован из-за парламентского кризиса и перевыборов. Повторно Виктор Янукович издал поручение о подготовке проекта кодекса в должности президента, едва лишь состоялась его инаугурация.

Первый аудит МВФ по выполненному меморандуму наступит в ноябре. К тому времени правительство рассчитывает утвердить проект Налогового кодекса, на подготовку которого у Минфина ушло все лето. Не так давно документ повторно вернулся в парламент после общественных слушаний, затеянных правительством. Голосование от 17 июня, когда за основу был принят предыдущий проект кодекса, Верховная Рада отменила.

Над проектом документа поочередно работало несколько групп. Поначалу деятельность Минфина — ключевого технического разработчика — курировал вице-премьер по реформам Сергей Тигипко, после эстафету перебрал вице-премьер Андрей Клюев. К финишу подготовки неофициальное опекунство над проектом перебрал на себя Борис Колесников. «Я бы не сказал, что кто-то конкретный влиял на идеологию этого документа. Приходили помощники всех вице-премьеров и поочередно вносили свои поправки»,— описывает подробности процесса один из членов рабочей группы, президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко.

Итоговую версию изучают и в Администрации президента, сотрудники которой также высказали замечания к этому документу. Не исключено, что проект кодекса, меняющий администрирование ключевых налогов и механизмы взаимоотношений в вертикали власти, попутно станет еще и первым тестом для новой коалиции.

Итогом налоговой реформы должно стать снижение налогового давления на легальный сектор экономики и вывод из тени нелегального сектора. В результате у легальных предприятий не будет стимулов прибегать к серым схемам, к примеру, к конвертации наличной валюты и выплате зарплат в конвертах, а теневой сектор будет вынужден легализироваться из-за ужесточения санкций к нарушителям налогового законодательства. Это основная и главная цель налоговой реформы в целом. На примере налога на добавленную стоимость (НДС) можно утверждать, что вряд ли эта цель будет достигнута.

Проблемный налог

Предметно анализировать представленную парламенту версию документа пока что преждевременно — в ближайшем будущем в текст внесут разнообразие правок и инициатив, помимо тех 5 тыс., что уже были рассмотрены со времен первого чтения. Однако некоторые нормы в силу правительственного и президентского лобби обещают остаться там в любом случае. К примеру, следуя опять же жестким рекомендациям МВФ, требующего от правительства до конца года решить проблему с задолженностью по возмещению НДС экспортерам, авторы кодекса закладывают в документ механизм решения этой проблемы.

В частности, проект предусматривает процедуру автоматического возмещения НДС и описывает механизм отбора компаний для его получения. Он таков: предприятия-экспортеры, которые претендуют на возмещение НДС, должны соответствовать отдельным критериям отбора. Например, количество сотрудников в компании не должно составлять менее 20 человек, а средняя зарплата каждого должна вдвое превышать минимальную. При этом расхождения налоговых обязательств и налогового кредита не могут превышать 10% от заявленной к возмещению суммы, а сама компания не должна проходить процедуру банкротства. «Очевидно, что компаний, соответствующих таким критериям, окажется не так уж и много, что существенно сужает список претендентов на автоматическое возмещение НДС»,— говорит вице-президент Союза аудиторов Татьяна Зацерковная.

Кто кристально чист, получит — теоретически — ряд преференций. К примеру, за несвоевременное возмещение НДС государство уплатит пеню в размере 120% учетной ставки НБУ. По словам председателя парламентского комитета по налоговой и таможенной политике, депутата от БЮТ Сергея Терехина, до 2005 г. соответствующая норма — появившаяся по его инициативе — уже действовала в украинском законодательстве.

Однако в 2005 г. его соратник, экс-министр финансов Виктор Пинзеник отменил пеню как неработающий механизм — налоговая посредством судов блокировала это право экспортеров на компенсацию. Таким образом, реинкарнация пени вряд ли повлияет на сроки возмещения, пессимистично резюмирует господин Терехин.

Недобросовестным плательщикам достанется больше — за необоснованные заявки к возмещению НДС бизнесмены понесут финансовый убыток — 25% штрафа от суммы неправомерной заявки, в случае, если сотрудники ГНАУ сумеют установить несоответствие. При втором и третьем выявлении нарушения за обман придется заплатить 50-75% от заявленной к возмещению суммы. Такие же штрафы будут применяться при необоснованно заявленных убытках. Пожалуй, на этом и заканчиваются основные предложения власти по реформированию НДС, не считая того, что с 2014 г. ставку планируется снизить до 17%. Но это уже сугубо математика.

Есть еще ряд более мелких новшеств по этому налогу. В частности, Кабмин предлагает освободить от НДС операции купли-продажи металлолома, зерновых и технических культур и древесины. Вместе с тем, с целью государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, освобождение не распространяется на первую поставку зерновых и технических культур производителями таких товаров. От обложения НДС в последней версии кодекса предлагается также освободить работы по строительству за госсредства доступного жилья.

Вряд ли такой набор инициатив приведет к заявленной цели и решит до конца года проблему с возмещением НДС, поскольку бюджет достаточно сильно зависит от перманентного кредитования со стороны бизнеса. По сути, ликвидировав НДС, правительство лишится системы ссуд, функционирование которой обеспечивают экспортеры. «Европейцы давно начали пересматривать сущность этого налога и присматриваться к возможности перенести обязанности оплаты НДС с поставщика на покупателя. Я выступаю за внедрение так называемого реверсного НДС, сводящего фактически к нулю бюджетную компенсацию этого налога»,— рассказывает Сергей Терехин. Детали внедрения такого реверсного НДС он намерен прописать в отдельном законопроекте.

В свое время предвыборным коньком премьер-министра Юлии Тимошенко стала идея замены НДС налогом с оборота. Отмену НДС в случае прихода к власти неоднократно обещали и другие политики. Идея так и осталась лозунгом, кандидат в президенты Виктор Янукович не рискнул взять ее на вооружение в преддверии выборов, и вряд ли намерен настаивать на новой формуле этого налога в проекте кодекса. Тем более что этого не требует МВФ.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи