Андрей Уманец, специальный корреспондент
За ходом актуальной судебной реформы имени президента Виктора Януковича наблюдаю в последнее время с улыбкой. С одной стороны, чего грустить, если глобальное переформатирование судов под мировоззренческие позиции новой власти неизбежно? С другой стороны, все чаще приходит на ум высказывание сатирика Михаила Задорнова: «Я не понимаю, почему у нас перестройка проводится людьми, которые довели страну до перестройки».
Можно вспомнить, например, слова нынешнего замглавы Администрации президента Андрея Портнова, который в том числе и свои действия как юриста охарактеризовал, как «ущерб правовой системе государства». «Да, я принимал участие в этом (в реализации срыва внеочередных парламентских выборов осенью 2008 г.— «і»). Юристы четко выполнили политическую задачу и добились результата. Досрочные выборы не состоялись, и президент Ющенко не смог избавиться от нашего правительства. Успех юристов, к сожалению, нанес ущерб правовой системе государства. И я считаю это нашей ошибкой»,— говорил господин Портнов в одном из интервью. Теперь же экс-бютовец в команде нового президента занимается не чем иным, как судебной реформой и вопросами судоустройства.
В этой связи любопытно вспомнить и о ходе предыдущего варианта судебно-правовой реформы образца 2008 г. Главным ее лоббистом была команда председателя комитета Рады по правосудию Сергея Кивалова (Партия регионов). На тот момент случился пик непримиримого противостояния регионалов с командой главы Верховного суда (ВСУ) Василия Онопенко. И, как следствие, одним из инструментов этой борьбы стала судебная реформа. Она подразумевала два главных мотива — лишение господина Онопенко властных рычагов влияния и выдавливание команды главы ВСУ с занимаемых в судах должностей. Иными словами, если в предыдущем варианте реформы и шла речь об интересах рядовых судей и украинского общества в целом, то как бы не в первую очередь. При этом команда Сергея Кивалова для достижения своих политических целей готова была идти на радикально-новаторское преобразование судов. Без каких-либо гарантий, что задуманное вообще станет функционировать и хоть в чем-то будет лучше прежних правил игры.
Ныне же Сергей Кивалов — это бесспорный лидер всех процессов в судебной сфере и генератор основополагающих идей судебно-правовой реформы. Хотя неопытному взгляду это будет, конечно, неочевидно: господин Кивалов гораздо уютнее себя чувствует в кулуарной тиши, нежели в ярком свете публичной известности.
Проблема сводится к тому, что в текущем варианте судебной реформы намечены не менее революционные идеи. Фактически речь идет о тотальной перезагрузке судебной системы — ВСУ, судейского самоуправления вместе с Советом судей Украины, судейских квалификационных комиссий, Высшего совета юстиции, ключевых для судов кадровых и прочих процедур и т. д. То, что реформа вновь имеет политический характер и призвана в первую очередь сместить в нужную сторону ключевые центры влияния в судебной системе, тоже очевидно. Сил для этого у новой власти достаточно.
А мне как простому гражданину остается только наблюдать за происходящим с улыбкой. И, скорее всего, не один я сегодня веселый такой в Украине.