Отечественным химикам могут помочь в ущерб урожайности полей
Минэкономики начало спецрасследование по импорту сложных удобрений вопреки сопротивлению Минагрополитики. Его результатом может стать ограничение ввоза NPK российского и белорусского происхождения до 100-110 тыс. т или временная пошлина в размере 30-40% стоимости этих удобрений. Ожидается, что такие меры заставят импортеров отказаться от демпинга в Украине.
В прошлом году российские и белорусские поставщики сложных удобрений марок NPK заработали на украинском рынке около $160 млн. благодаря отгрузке более 500 тыс. т продукции. Ежегодно украинские аграрии потребляют около 600 тыс. т таких удобрений. В то же время отечественные производители сложных удобрений, такие как Днепровский завод минеральных удобрений и «Сумыхимпром», после того как себестоимость производства превысила импортные цены на 20% в осеннем сезоне прошлого года, вынуждены были остановить выпуск. В результате этого доля импорта по состоянию на ноябрь 2009 г. составила 95%. Практически год Союз химиков пытается достучаться до Минэкономики с целью защиты украинских производителей от засилья импорта. Но только сейчас ведомство вняло этим просьбам, несмотря на то, что на совещании Кабмина с химиками в Северодонецке в конце прошлого года премьер-министр назвала сложившуюся ситуацию с импортом сложных удобрений вопиющей и дала поручение Минэкономики как можно раньше ввести ограничения.
Если на период расследования Минэкономики введет временные ограничения, в чем уже сомневаются в Минпромполитики, активно лоббирующем защиту наших производителей удобрений, это вызовет протест импортеров — в первую очередь, российских компаний, а также наших аграриев. Но меры сами по себе не принесут никакого эффекта в первом полугодии, считают на наших заводах. «Дело в том, что объемы на первое полугодие практически выкуплены агросектором, поэтому мы ожидаем пользы от введения ограничений не ранее осени»,— рассказывает «i» президент «Украгрохимхолдинга» Сергей Лесковский (контролирует Днепровский завод минеральных удобрений).
Он также подтвердил информацию о том, что приструнить импортеров может либо введение пошлины в размере 30-40%, либо ограничение ввоза удобрений в пять раз — до 100-110 тыс. т, на чем настаивают наши заводы.
Естественно, такому ходу событий противятся аграрии, особенно малой и средней руки, которые ограничены в оборотных средствах и сокращают затраты на более дорогие удобрения, к которым относятся сложные. «Мы против нарушения конкурентной среды в этом секторе, поскольку это может привести к монополии. Для фермеров уже более полутора лет цены на сложные удобрения являются малодоступными. Поэтому мы снизили показатели их внесения»,— говорит Иван Томич, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев. Он же сообщил о том, что опасается сговора отечественных и российских производителей в установлении закупочных цен. «Похожие договоренности уже имеют место на рынке аммиачной селитры, несмотря на отмену пошлин на ввоз этого более доступного для нас удобрения из России. Не исключено, что сравняются цены при поставках в Украину и на сложные удобрения»,— говорит господин Томич.
Тем не менее крупный агробизнес все-таки отдает предпочтение закупкам у наших заводов. «Компания «Нибулон», крупный экспортер, недавно выкупила у нас 3 тыс. т NPK, которые оставались на складах. Еще 2,5 тыс. т пока не удалось реализовать. Мы не видим интереса на внутреннем рынке к этому удобрению»,— констатирует Сергей Лесковский.
По его мнению, сделать хороший бизнес на этой продукции в первом полугодии уже не удастся, поскольку приобретенные на весну запасы были раскуплены аграриями и трейдерами еще в сезон прошлого года. Поэтому в планах завода — переориентироваться с середины февраля на выпуск другого удобрения, аммофоса-NP, которого не коснутся ограничения по импорту. Это удобрение пользуется спросом на внешних рынках, позволяет зарабатывать маржу и не зависит от поставок калия, как NPK. Ведь ситуация с импортом сложных удобрений ставит наших производителей в затруднительное положение. С одной стороны, они вынуждены торговаться за удешевление поставок калия, но в то же время настаивать на ограничении импорта готовых удобрений, который осуществляют те же поставщики калия.
«Своим предприятиям наши конкуренты поставляют калий по $70 за 1 т, в то время как нам они предлагают его купить за $300. Мы отказываемся от такого предложения»,— сказал господин Лесковский.
«Сумыхимпром», не имеющий возможности производить аммофос, в условиях низкого спроса на продукцию со стороны наших аграриев также сосредоточен на экспорте NPK. Этому благоволит ситуация на оживленном рынке, которому аналитики пророчат дальнейший рост цен. Сейчас NPK марки 16:16:16, которую преимущественно производит Днепровский завод минеральных удобрений, котируется в портах Черного моря в пределах $330-350 за 1 т, на внутреннем рынке его стоимость составляет 3250-3350 грн./т с НДС.
«На западе и в центре Украины NPK предлагается по 3300-3350 грн./т, мешок, на востоке — 3250 грн./т, мешок. В феврале стоимость этого удобрения вырастет до 3400-3500 грн./т.»,— считает Дмитрий Гордейчук, начальник департамента АПК и химической промышленности «Госвнешинформа». Аммофос дорожает еще быстрее, считает аналитик, и называет его стоимость в пределах 4000-4100 грн. за 1 т.
Таким образом, пока производители сложных удобрений сосредоточены на внешних поставках, введение мер по ограничению импорта в текущий момент не спасет ни химиков, ни аграриев. Ситуация может измениться в межсезонье, когда импортерам надо будет искать рынки сбыта продукции. Но основная борьба за украинских потребителей разгорится в осенний период, когда осуществляется закупка львиных объемов сложных удобрений под осеннюю посевную.