Юлия Тимошенко решила объявить войну телерекламе лекарств
Сегодня, 11 ноября, правительство рассмотрит законопроект, запрещающий прямую рекламу фармпрепаратов. Если документ будет принят, телевизионный рынок лишится крупнейшей категории рекламодателей.
В связи с ажиотажем вокруг эпидемии гриппа, не совсем этичным, мягко говоря, поведением некоторых производителей и распространителей лекарств, вновь всплыла идея о запрете прямой рекламы медицинских препаратов и лекарственных средств. Юлия Тимошенко еще в субботу в Ужгороде заявила о намерении запретить телевизионную рекламу этих товаров.
Вчера на совещании в Винницкой ОГА премьер сообщила, что проект закона о запрете медрекламы, а также о недопустимости розничного распространения лекарств без рецепта будет рассмотрен на сегодняшнем заседании Кабмина. По мнению госпожи Тимошенко, «реклама лекарственных средств на телевидении недопустима. Я думаю, что в мире найдется немного стран, где разрешена такая прямая реклама лекарственных препаратов. И люди смотрят и покупают, сами не зная что».
Отметим, что в действующем законодательстве уже предусмотрено достаточно большое количество ограничений на рекламирование лечебных средств. «Мы говорим о том, что реклама рецептурных медпрепаратов в Украине и так запрещена, за исключением рекламы в профессиональных изданиях, ориентированных исключительно на медиков. А на рекламу безрецептурных препаратов и так наложены достаточно жесткие ограничения»,— говорит Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции. В частности, во всех рекламных сообщениях нужно обязательно говорить, что перед приемом препарата нужно обязательно проконсультироваться с врачом, что желательно ознакомиться с инструкцией.
Кроме этого, реклама не должна содержать информации о том, что лечебный эффект от применения медпрепарата является гарантированным, запрещено ссылаться на рекомендации врачей и медорганизаций, использовать изображения известных людей, персонажей, авторитетных организаций и т.д. «Другой вопрос: насколько это выполняется и насколько жестко это контролируется? Поэтому, на мой взгляд, нужно не запрещать рекламу всех лекарственных средств вообще, а навести порядок и обеспечить выполнение требований закона»,— уверен эксперт.
Впрочем, если все-таки документ будет принят Верховной Радой, то телевизионщики лишатся бюджетов крупнейшей по закупкам категории рекламодателей, которыми в этом году неизменно являются лекарственные средства и медпрепараты. По состоянию на 45-ю неделю 2009 г. категория фармпрепаратов закупила на ТВ 122666 GRP, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. То есть потери телевизионщиков от данного нововведения, по словам директора исследовательской компании Cortex Андрея Колесника, «судя из доли категории, могут быть до 12% рекламных денег телерынка, то есть около 200-250 млн. грн. без учета налогов». Приблизительно столько же, по словам эксперта, потеряет и пресса, если запрет коснется всей прямой рекламы медпрепаратов.
Если же предположить, что госпожа Тимошенко пойдет дальше и запрет коснется всех способов рекламирования и продвижения, то есть прямой рекламы, спонсорства, BTL-активности, PR-сопровождения и т.д., то от этого в первую очередь пострадает потребитель, который не сможет в будущем вообще получать информацию о лекарствах из медиа, а вынужден будет лишь слушать врачей, если, конечно, дойдет к ним на прием.
Вместе с тем потери рекламно-коммуникационной индустрии в таком случае, по мнению директора «Первого медицинского рекламного агентства MARSMEDIA» Сергея Сошинского, могут составить до $150-200 млн. в год.
Как бы там ни было, вероятность полного запрета рекламы медпрепаратов не слишком велика. Как отметила Юлия Тимошенко в Ужгороде относительно перспектив прохождения документа через Верховную Раду, «это деньги телевизионных каналов, и там серьезное лобби, которое не так просто преодолеть в парламенте».