Жадность отечественных ритейлеров

2 октября 2009, 0:05

no image

Колонка Нины Мищенко

mishenko_kol_edit copyНедавно известный юморист Юрий Стоянов рассказал байку из жизни. После оглашения даты первого концерта в Одессе артист с партнером Ильей Олейниковым все время бегали к билетеру спрашивать, как дела с продажами. На что кассир им с юмором отвечал: «Билеты хорошо продаются. Но не покупаются».
Примерно так же сейчас обстоят дела и с украинским рынком ритейла. Еще год назад игроки и продуктовой, и непродуктовой розницы на всех пресс-конференциях и брифингах заявляли, что в ближайшее время рынок постигнут массовые слияния и поглощения. Сделки M&A просто повалятся, как из рога изобилия, а между игроками будет значительный передел сфер влияния.

Мы, журналисты, ждали-ждали, но «ближайшее время» все не наступает. Сделок за последний год были единицы. В основном покупки мелких региональных сетей. Но на вопрос, кто же реально продает свою сеть, инвестбанкиры и консультанты, мило улыбаясь, отвечают: «Все продаются». Только потом добавляют, что не за ту цену, которую хотят покупатели.

Многие из национальных сетей недавно открыто говорили, что ищут инвестора на 25-30%-ные пакеты своих компаний. Но никто реально не смог продать такие бумаги. Покупатели хотят сейчас как минимум 50%+1 акция, а то и все 99%. Поэтому часто бонусом при такой сделке передаются большие долги перед банками и поставщиками. А собственники хотят докризисных цен. «Один покупатель недавно предложил такому ритейлеру приобрести его компанию, погасив сотни тысяч долларов долгов, а сверху заплатить еще $2 млн. Но продавец отказался и даже обиделся, заявив, что это слишком маленькая сумма. Он просто помнит, что до кризиса стоил почти $1 млрд. Когда это $2 млн. стали маленькими деньгами?» — рассказал «i» топ-менеджер известной инвесткомпании. И таких примеров множество.

Другая ситуация, когда на продажу выставляются все магазины сети и купить можно только все. При этом ряд этих точек может быть весьма убыточным. Но на предложение закрыть их собственник отвечает отказом и хочет ту же цену, что и за прибыльные. Параллельно некоторые игроки рынка не хотят продавать свой бизнес конкурентам. И почему-то готовы обанкротиться, но не продать убыточный для себя проект коллеге по рынку. Разве это похоже на здравый смысл?

Но больше всего я не могу понять, почему сети, которые фактически являются техническим банкротами и множество их магазинов не генерируют положительный денежный поток уже много месяцев, продолжают открывать новые точки? Есть и такие, кто почти не заморозил свои планы развития. «Да, мы банкроты. Но открываемся, чтобы показать, что у нас не все так плохо»,— заявил мне такой ритейлер. А что может быть хуже банкротства? При этом все объясняется желанием захватить долю рынка. Кому нужно множество пустых магазинов, которые почти не посещают покупатели?

Такая жадность может привести только к одному последствию — реальному банкротству. И если ситуация не поменяется, то через год мы просто не увидим многих супермаркетов и магазинов, собственники которых не смогли адекватно оценить реалии кризиса. Ведь что может быть более губительным, чем длительный самообман, тем более — групповой (отраслевой), тем более — в сложный период.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Lapin Agile
15 лет назад

Уважаемая Нина,

Прочел Вашу колонку «Жадность отечественных ритейлеров» и хотел бы поделиться рядом соображений, которые, возможно, будут вам небезынтересны.

1. Обобщения, конкретика и факты. Обобщений слишком много, конкретики и фактов практически нет.
2. «Еще год назад…» – спешу вам напомнить, что год назад практически все игроки всех видов розницы уже некоторое время как были ОЧЕНЬ активно заняты подготовкой к неспокойным временам, наступление которых на тот момент было еще не вполне очевидно, ни для деловой прессы, ни для «аналитиков». Наверное, имеет смысл «назвать имена и ткнуть пальцем» – кто были эти игроки, которые сделали все эти заявления на всех этих пресс-конференциях?
3. «Мы, журналисты, ждали-ждали..». Нина, вы уж извините этих людей, за то, что они так вот ужасно не оправдали ваши ожидания. Земной поклон и все дела.
4. «Многие из национальных сетей..» – ну, что значит «многие», Нина? Национальных сетей у нас, например, штуки четыре, если под национальными понимается и охват, и структура капитала. Из них о поиске инвестора «открыто говорила» только одна, если мне не изменяет память.
5. Далее – чего на самом деле хотят потенциальные покупатели сеток, знают только покупатели. Иногда еще и продавцы. Если сделка не состоялась, это не значит, что продать было нельзя. И вообще, сейчас не самое лучшее время продавать, если что. Сейчас лучшее время для покупок.
6. «Один покупатель недавно предложил…». По секрету скажу, что все устроено несколько иначе, чем вам рассказали. То, что должно было вызвать у вас вопросы – цифры. Смотрите, на самом деле все безумно просто – если у сетки долгов на «сотни тысяч», а год назад она стоила ярд, то два миллиона это действительно очень маленькие деньги, сколь большими бы они не казались любому частному лицу. Потому как пусть эта сетка сейчас стоит в разы меньше, но, рискну предположить (поскольку вы и тут напустили туману, а в угадайки мне играть недосуг), что сетка владеет некоторой недвижимостью, продав часть из которой, могла бы с легкостью погасить «сотни тысяч» долга. Ну, например, вы владеете квартирой и у вас возник некий долг. Скажем, просрочена квартплата за полгода. К вам приходит некто и предлагает погасить ваш долг и еще дать две тысячи долларов сверху, в обмен на квартиру. Улавливаете?

И так далее, и тому подобное. Поскольку хочется верить в лучшее, мне кажется, что вас вводят в заблуждение, снабжая недостоверной информацией, проверить которую вы не считаете нужным, поскольку всецело доверяете ее источнику.

Обобщений, наверное (опять же, пишу с верой в лучшее), так много, потому что вы не хотите повредить этим неназванным компаниям. Но тогда вызывает удивление заголовок колонки. Это все равно, если бы я озаглавил свой ответ «Тупость украинских журналистов», что, конечно же, ни в какие бы ворота не лезло.

Примите уверения в совершеннейшем почтении и пожеланий полной творческой реализации.

Автор пожелал остаться неизвестным.

P.S. Нет, вы не можете опубликовать ни весь этот текст, ни его часть.

Все статьи