Мир

Teva покупает Ratiopharm

Израильская компания продолжает скупать производителей дженериков

Teva Pharmaceutical Industries стала крупнейшим в Европе производителем дженериков. В конце прошлой недели компания выиграла тендер на покупку второго по величине немецкого концерна Ratiopharm, обойдя американского конкурента Pfizer.

Ratiopharm наконец-то нашла себе нового владельца. Семья бывшего владельца компании Адольфа Меркеля, запутавшегося в долгах и покончившего с жизнью в январе 2009 г., в июне 2009 г. выставила компанию Ratiopharm на продажу, чтобы собрать средства для выплаты кредитов. Помимо Teva, в число основных претендентов на покупку Ratiopharm попали американский фармацевтический концерн Pfizer, а также исландско-немецкий консорциум — исландский производитель дженериков Actavis и банк Deutsche Bank.

Teva предложила за активы Ratiopharm EUR3 млрд., а также согласилась взять на свой баланс EUR600 млн. долга. Таким образом, общая стоимость сделки составила EUR3,5 млрд., или $5 млрд. Это предложение оказалось на $150 млн. выше суммы, которую соглашался заплатить Pfizer.

Цена покупки Ratiopharm в 2,3 раза превысила объем продаж компании в 2009 г. и в 11,8 раза — прибыль до налогообложения, отчислений и амортизации (EBIDTA). Подобная щедрость удивила аналитиков, ожидавших увидеть более скромную сумму, однако сделка признана выгодной для Teva.

«Эта покупка соответствует нашей долгосрочной стратегии, в которой Европа является опорой для роста. Помимо высокого уровня квалификации сотрудников Ratiopharm, нас привлек хороший уровень качества производимой продукции, как в Германии, так и за ее пределами»,— заявил главный исполнительный директор Teva Шломо Янай.

По словам господина Яная, завершение сделки ожидается к концу текущего года. Объединенная компания будет иметь совокупные продажи на уровне $16,2 млрд. в год, из которых $13,9 млрд. придется на долю нынешних активов Teva. Израильтяне намерены сохранить большую часть производства Ratiopharm и собираются превратить немецкую компанию в свой основной европейский филиал. Ожидаемый синергетический эффект от сделки должен составить $400 млн. в год.

В январе 2010 г. Teva объявила об амбициозном плане нарастить годовую выручку с $11 млрд. до $31 млрд. к 2015 г. Господин Янай пообещал обеспечить две трети этого роста за счет существующего бизнеса, расширив ассортимент недорогой продукции, а оставшуюся треть получить путем приобретения сторонних компаний.

Компания рассчитывает совершить бизнес-прорыв, воспользовавшись застоем в мировом фармацевтическом секторе. Как писали «i», у многих производителей лекарств возникли проблемы в связи с отсутствием новых медикаментов, тогда как срок действия патентной защиты на разработанные ранее бестселлеры истекает. Это обстоятельство способствует росту рынка дженериков  (дешевых аналогов оригинальных фармацевтических препаратов), одним из лидеров которого является Ratiopharm.

«Стратегически это отличная сделка. Teva уже занимает лидирующие позиции на рынке дженериков в США, а покупка Ratiopharm вывела ее на первую позицию в Европе. Такие поглощения наверняка помогут израильтянам достичь к 2015 г. поставленной цели»,— говорит эксперт израильской брокерской компании Harel Finance Стивен Теппер.

Покупка Ratiopharm стала крупнейшей сделкой в секторе дешевых медицинских препаратов с 2008 г., когда та же Teva приобрела американскую фармацевтическую компанию Barr Pharmaceuticals за $9 млрд., включая долг. По оценкам Credit Suisse, данное поглощение повысило долю Teva на мировом рынке дженериков до 19%, увеличив отрыв от второго номера — швейцарской компании Novartis, занимающей 11% рынка.

Людвиг Меркель, возглавляющий промышленную империю семьи Меркель, назвал отдаление Ratiopharm болезненным шагом, но выразил удовлетворенность тем, что фармацевтический бизнес сможет продолжить путь роста и успеха в составе мирового гиганта. Эта продажа позволит полностью рассчитаться с долгами, переживания о которых заставили броситься под поезд Адольфа Меркеля.

zakiyanov