Мир

Кинематограф не заметил кризиса

Кассовые сборы кинопроката растут, в то время как количество самих фильмов сокращается

По данным Американской ассоциации кинокомпаний (Motion Picture Association of America), которая представляет крупнейшие студии Голливуда, в 2009 г. мировая киноиндустрия заработала от проката кинофильмов $29,9 млрд. Несмотря на потери мировой экономики, в прошлом году доходы мировой киноиндустрии выросли на 7,6% по сравнению с 2008 г., когда они составили $27,8 млрд., или на треть по сравнению с докризисным 2005 г. Общее количество киноэкранов в мире за прошлый год не изменилось и составило 150 тыс.

Самые высокие темпы роста кассовых сборов кинопроката в 2009 г. наблюдались в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Они составили 12,3%. Только в Китае и Японии от продажи билетов на киносеансы удалось собрать $7,7 млрд. За пределами США заработки голливудских картин увеличились до рекордных $15 млрд., превысив прошлогодний показатель на 5%.

«В то время как киноиндустрия переживает громадные вызовы в нашем бизнесе, мы видим снова, что кинематограф является сердцем и душой нашей индустрии. И он процветает»,— заявил президент и исполнительный директор Американской ассоциации кинокомпаний Боб Писано.

В США и Канаде прибыли от кинопроката в 2009 г. впервые превысили отметку в $10 млрд. и составили $10,6 млрд. По данным Американской ассоциации кинокомпаний, на США и Канаду приходится 36% кассовых сборов по всему миру — доля, которая остается стабильной в течение последних лет. Помимо лидера кинопроката, фильма «Аватар», самыми кассовыми картинами 2009 г. в США и Канаде стали «Трансформеры-2: месть падших» ($402 млн.), «Гарри Поттер и принц-полукровка» ($302 млн.) и анимационный фильм «Вверх» ($293 млн.). Хитом считается также картина Гая Ричи «Шерлок Холмс».

В прошедшем году на киноэкраны мира вышли 20 фильмов в трехмерном формате (3D), что составило 4% от всех фильмов, выпущенных на экраны США и Канады. При этом на их долю пришлось 11% мировых сборов. Это объясняется тем, что владельцы кинотеатров, как правило, устанавливают цену на билеты на фильмы 3D выше, чем на обычные. Билеты на кинофильмы 3D стоили приблизительно на $3,5 дороже, чем на другие фильмы, что сказалось на объемах выручки. Эксперты ассоциации отмечают также существенное увеличение количества киноэкранов 3D по всему миру. Количество кинотеатров, располагающих экранами, способными показывать кино в формате 3D, за 2009 г. выросло втрое — до 8989, что составляет примерно 6% от общего количества киноэкранов во всем мире.

Несмотря на рост выручки от кинопроката, количество фильмов, производимых американскими компаниями, сокращается уже в течение трех лет. Количество новых кинофильмов сократилось в 2009 г. на 12% — до 558 — по сравнению с 633, вышедшими на экраны в 2008 г. Американская ассоциация кинокомпаний объясняет это спадом в экономике и 14-недельной забастовкой голливудских сценаристов два года назад. Поскольку обычно от времени написания сценария до постановки фильма проходит около года и более, забастовка киносценаристов произвела отложенное во времени воздействие на голливудскую киноиндустрию.

Безусловным лидером мирового кинопроката стал фильм «Аватар» голливудского режиссера Джеймса Кэмерона. К настоящему времени кассовые сборы «Аватара» уже превысили $2,6 млрд. При этом они продолжают расти быстрыми темпами, несмотря на то что «Аватар» потерял значительную часть экранов 3D после выхода фильма «Алиса в стране чудес», нового творения режиссера Тима Бертона. Когда же стало очевидно, что «Алиса в стране чудес» сможет составить конкуренцию фильму Джеймса Кэмерона, стало невозможным спрогнозировать, на какой отметке остановятся прибыли «Аватара». Пока же зрители готовы смотреть один и тот же фильм в кинотеатре по несколько раз.

bondarenko